Вы даже не предоставляете. Минюст в нарушение закона «О СМИ» не передал «Дождю» документы, на основании которых телеканал признали «иноагентом» Спектр
  • Вторник, 21 сентября 2021
  • $73.25
  • €85.90
  • 75.04

Вы даже не предоставляете. Минюст в нарушение закона «О СМИ» не передал «Дождю» документы, на основании которых телеканал признали «иноагентом»

Редакция телеканала «Дождь». Фото с сайта телеканала Редакция телеканала «Дождь». Фото с сайта телеканала

Министерство юстиции не предоставило ни одного из документов, которые телеканал «Дождь» (власти РФ внесли эту организацию в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента)запрашивал у этого ведомства с целью получения объяснения причин, по которым было принято решение о признании его «иностранным агентом». Об этом сообщается на сайте телеканала.

При этом в тексте письма, поступившего из ведомства в ответ на запрос «Дождя», не приведено причин, по которым документы не были предоставлены. Также в нем нет информации о должностном лице, принявшем решение их не предоставлять, и дате, когда это решение было принято.

Причины, по которым телеканал был включен в соответствующий реестр, также из письма неочевидны. В «Дожде» отмечают, что в документе почти дословно процитирована часть 7 статьи 6 закона «О СМИ», но из-за того, что при ответе представитель ведомства убрал из цитируемого куска слово «физическое лицо», в тексте письма появилось сразу две смысловых ошибки, которые затрудняют понимание ответа.

Заставка телеканала «Дождь». Фото из сообщества телеканала в Facebook

Заставка телеканала «Дождь». Фото из сообщества телеканала в Facebook

Также Минюст в своем ответе описал признаки СМИ-«иноагента», сообщил, что основанием для включения в реестр «иностранных агентов» является «заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации».

«Дождь» отправлял запрос в Минюст 23 августа. Ответ редакция телеканала получила 27 августа. В запросе телеканал просил предоставить копию распоряжения Минюста о включении «Дождя» в реестр «иностранных агентов», копии документов, поступивших от органов государственной власти, послуживших основанием для включения телеканала в реестр, а также письмо МИД России о согласовании включения «Дождя» в реестр, направленное в Минюст России. Также телеканал просил ведомство разъяснить, какие материалы должны сопровождаться указанием, что телеканал признан «иноагентом».

Редакция подчеркивает, что «Дождь» обратился в Минюст как средство массовой информации, воспользовавшись правом запрашивать информацию в госорганах. Это право гарантировано телеканалу статьей 39 закона о СМИ. Телеканал отправил запрос электронном виде и по почте, обратившись по адресам, указанным на сайте Минюста России.

Согласно статье 40 закона о СМИ, отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. При этом в уведомлении об отказе должны быть указаны: причины, должностное лицо, принявшее такое решение, и дата отказа.

23 августа представитель Минюста, выступая на встрече с Советом по правам человека, сообщил, что «Дождь» включили в реестр «иностранных агентов» после обращений из Роскомнадзора и Росфинмониторинга. Первое из ведомств сообщило, что «Дождь» распространяет материалы других «иностранных агентов», второе — что он получает иностранное финансирование.

Что стало последней каплей. Решение о признании «Дождя» «иноагентом» было принято в результате запроса Роскомнадзора и Росфинмониторинга

24 августа радиостанция «Эхо Москвы» опубликовала на своем сайте обращение членов СПЧ, которые заявили, что позиция Минюста представляется им «как минимум спорной», а решение ведомства — «требующим иной, а именно судебной, процедуры».

Также 24 августа Минюст пояснил, что решил внести «Дождь» в реестр «иноагентов» из-за получения 130 000 евро от Евросоюза и «опосредованного иностранного финансирования через российские фонды».

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков 23 августа заявил, что решение Минюста о внесении «Дождя» в реестр не согласовывалось с Кремлем.

В порядке исключения. Песков отказался считать актом цензуры и вмешательством в редакционную политику исключение «Дождя» из кремлевского журналистского пула

Ранее, 14 июля, «Дождь» исключили из официального журналистского пула Кремля. Песков тогда пояснял что это решение было принято из-за освещения телеканалом протестных акций в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального, который отбывает реальный срок лишения свободы в колонии во Владимирской области по делу «Ив Роше».

Минюст внес телеканал «Дождь» в реестр СМИ-«иноагентов» 20 августа. Кроме того, в список попало издание «Важные истории», (власти РФ внесли эту организацию в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) а также шесть журналистов. В общей сложности в реестре в настоящее время находятся 25 человек и 18 изданий.

«Дождались». Минюст внес телеканал «Дождь», издание «Важные истории» и шесть журналистов в список СМИ-«иноагентов»