Полгода «Дождя». Как запрет Латвии на вещание телеканала обосновали власти и почему его не приняли журналисты Спектр
Вторник, 07 февраля 2023
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

Полгода «Дождя». Как запрет Латвии на вещание телеканала обосновали власти и почему его не приняли журналисты

Студия новостного онлайн-канала «Дождь». Фото Denis Kaminev/File Photo/REUTERS/Scanpix/Leta Студия новостного онлайн-канала «Дождь». Фото Denis Kaminev/File Photo/REUTERS/Scanpix/Leta

Национальный совет по электронным СМИ Латвии  (NEPLP6 декабря принял решение аннулировать лицензию российскому независимому новостному телеканалу «Дождь», с помощью которой он начал вещание на европейскую аудиторию по кабельным сетям и YouTube в июле 2022 года, через четыре с лишним месяца после того, как прекратил свою работу в Москве с началом вторжения России в Украину.

В Латвии он проработал полгода. Как пояснил глава совета Ивар Аболиньш, решение об отзыве лицензии у «Дождя» принято в связи с «угрозой национальной безопасности и общественному порядку» после оценки комплекса нарушений, допущенных телеканалом за последнее время. Также, по его словам, была оценена полученная от Службы государственной безопасности информация, содержание которой Аболиньш не разглашает. 

«Оценивая совокупность нарушений, NEPLP убежден, что руководство „Дождя“ не понимает и не осознает значимости и серьезности нарушений, поэтому не может действовать на территории Латвии», — заявил Аболиньш. «Законы Латвии должны уважать все», — написал он в Twitter. Телеканалу предписано прекратить вещание в ночь на четверг, 8 декабря. Решение NEPLP, как поясняет Delfi.lv, может быть обжаловано.

Перед этим международная организация «Репортеры без границ» обратилась к председателю NEPLP с просьбой не аннулировать лицензию на вещание «Дождя», называя телеканал одним из немногих оставшихся источников независимой и достоверной информации, которую российские журналисты транслируют русскоязычному населению. Отзыв лицензии, подчеркивает организация, станет станет страшным ударом по праву на информацию для русскоязычного населения в России и во всем мире.

Три нарушения

Отзыв лицензии последовал за третьим административным делом в отношении «Дождя», что дает латвийскому регулятору основание прекратить вещание. Первый раз Национальный совет по электронным СМИ Латвии оштрафовал телеканал за отсутствие бегущей строки на латышском языке, что было прописано в условиях работы телеканала, и что они обещали при въезде в Латвию, уточнял Аболиньш. Произошло это, по его словам, за несколько недель до второго штрафа 2 декабря — на 10 000 евро за демонстрацию карты, на которой Крым изображен как часть территории России, а также за выражение «наша армия» в отношении ВС РФ. 

Третье дело было заведено NEPLP в связи с прямым эфиром 1  декабря, в котором ведущий Алексей Коростелев предложил всем, кто хочет рассказать о мобилизации в российской армии, писать телеканалу: «И мы надеемся, что многим военнослужащим в том числе мы смогли помочь, например с оснащением и просто элементарными удобствами на фронте».

Алексей Коростелев. Скриншот видео Телеканал Дождь/YouTube

Алексей Коростелев. Скриншот видео Телеканал Дождь/YouTube

Фраза широко разошлась в соцсетях, вызвав негативную реакцию, в том числе в Латвии. Служба госбезопасности страны (VDD) начала проверку слов ведущего, заявив, что какая-либо поддержка России как агрессору в конфликте с Украиной недопустима. По законам страны, оказание любой помощи армии страны-агрессора являются уголовным преступлением. Министр обороны Артис Пабрикс заявил, что телеканал должен «вернуться работать в Россию», а виды на жительство сотрудников следует аннулировать. 

Главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко принес извинения за слова ведущего и отметил, что канал «не занимался, не занимается и не будет заниматься помощью с оснащением российской армии — на фронте или за его пределами». В тот же день, 2 декабря глава информационной службы «Дождя», Екатерина Котрикадзе сообщила в прямом эфире, что сотрудничество канала с Алексеем Коростелевым прекращено. Из самого издания ушли несколько журналистов, не согласных с увольнением своего коллеги.

Как сообщил ранее «Спектру» Тихон Дзядко, Коростелев заявил о помощи российским военным неумышленно. Текст выступления ведущего телеканала в прямом эфире не был заготовлен заранее и являлся импровизацией. Так он хотел объявить о наличии у телеканала специального адреса электронной почты для сбора разного рода сообщений о происходящем с призывниками и свидетельств о преступлениях российской армии: «Ведущий пытался заполнить паузу в эфире и, по его собственным словам, „его понесло“». 

Что ответил «Дождь» 

В понедельник, еще до решения о лишении лицензии генеральный директор телеканала Наталья Синдеева записала видеообращение, в котором извинилась от лица канала «перед всеми, кого ввела в заблуждение фраза Алексея Коростелева». «Многие поняли слова Леши, как будто „Дождь“ занимается помощью вооруженным силам России. Но это неправда. Лешина фраза была ошибкой. Но цена этой ошибки оказалась слишком высокой для всех нас», отметила Синдеева. 

Решение об увольнении Коростелева, которое некоторые сочли чрезмерно жестким, по ее словам, принималось «под лавиной мнений, под угрозой лишиться лицензии, под угрозой быть высланными из Латвии».  Уже после того как стало известно, что лицензия телеканала все-таки отозвана, Синдеева в интервью «Медузе» пожалела о принятом решении: «Конечно, за ошибку не увольняют — а мы все знали, что это ошибка. Можно было убрать его [Алексея Коростелева] из эфира, остановиться, подумать. Мы сделали плохо, понимали, что делаем плохо. Нам, конечно, очень противно от этого».

В дневном эфире «Дождя» главный редактор телеканала Тихон Дзядко решение совета назвал «абсурдным» и не имеющим «ничего общего со здравым смыслом». По его словам, «на 30-минутное заседание совета по электронным медиа представителей „Дождя“ не пригласили». «Каким еще может быть осознание важности и серьезности случившегося в эфире, если не увольнение сотрудника? Увольнение в данном случае равно подтверждению недопустимости подобных высказываний в эфире и равно отказу канала даже от намека на солидаризацию с подобными высказываниями», заявил он. Дзядко сравнил отключение «Дождя» в Латвии с запретом телеканала в России восемь лет назад,  когда его выкинули из кабельных сетей.

Что будет с «Дождем» 

«Дождь» продолжит работать, останется в YouTube, но перестанет вещать в кабеле, говорится в комментарии телеканала: «Мы продолжаем работать и считаем несправедливыми и абсурдными все обвинения в наш адрес». При этом на территории Латвии трансляции «Дождя» в YouTube местный регулятор также попросит заблокировать, уточнил глава NEPLP Ивар Аболиньш, заметив: «В России они могут свободно вещать в Интернете». 

В России платформа YouTube действительно не заблокирована, хотя к этому неоднократно призывали разные представители российских властей. По словам гендиректора «Дождя» Натальи Синдеевой, из-за решения латвийских властей телеканал потеряет деньги от вещания в кабельных сетях это около 20 процентов выручки. «Я не была готова к этому. Я была уверена, что они [латвийские власти] этого не сделают», — объяснила она в интервью «Медузе». 

В комментарии РБК Синдеева сказала, что телеканал будет пытаться получить лицензию в другой стране. Главный редактор Тихон Дзядко в эфире «Дождя» сообщил, что канал «может быть временно недоступен в кабельных сетях с 8 декабря», но «Дождь» продолжит вещать в YouTube: «Наша команда сейчас занимается разработкой наших дальнейших процессуальных шагов, которые касаются сегодняшнего решения».

Основанный в 2010 году телеканал «Дождь» получил разрешение в Латвии на европейское вещание от NEPLP  в июне после того как в марте телеканал был заблокирован в России за распространение якобы недостоверных сведений о войне в Украине. Руководство и многие сотрудники «Дождя» тогда покинули Россию, чье руководство дало понять что не потерпит критики вторжения в Украину, которое можно именовать не иначе как «специальной военной операцией» и рассказывать о ней только в пересказе официальных сообщений министерства обороны РФ. «Дождь» нашел убежище в Латвии и впервые после блокировки вышел в эфир 18 июля. 

Реакция на предупреждение и решение

«ТВ „Дождь“ — независимое СМИ и надежный источник плюралистической информации. Находясь в России, они были последним оставшимся бесплатным телеканалом в стране. Критически настроенные по отношению к режиму Владимира Путина, они постоянно подвергались угрозам и нападкам со стороны российских властей», — заявил ранее глава «Репортеров без границ» Антуан Бернар.

По мнению «Репортеров без границ», нарушения латвийского законодательства, в которых обвиняют «Дождь», не могут рассматриваться как преднамеренная поддержка войны, а потому не должны служить основанием для отзыва лицензии. Бернар уверен, что отзыв лицензии у «Дождя» не усилит борьбу демократий с нарушениями международного права, военными преступлениями или агрессией, а лишь негативно скажется на возможностях русскоязычных людей получать независимую, свободную и плюралистическую информацию, служащую мощным инструментом для восстановления мира и международного порядка.

Отзыв лицензии у «Дождя» не нашел понимания у латвийских журналистов — по крайней мере тех, кто публично высказался по этому поводу. «„Дождь“ допустил ошибку, но это точно не повод отнимать лицензию, закрывать, кошмарить спецслужбами, список можно продолжить. „Дождь“ — это СМИ, которое выжило. „Дождь“, „Новая Газета Европа“ и несколько других — это последние свободные российские СМИ, противостоящие кремлевскому Волдеморту. Они это те немногие люди, которые еще не потеряли надежду на спасение умов россиян и обращение их на светлую сторону», написал свое личное мнение Илья Козин. 

Большая часть уехавших из России независимых журналистов и оппозиции также выступила в поддержку телеканала. «Лучи поддержки коллегам. Решение аннулировать лицензию глупое и вредное. Я уверена, что зрители останутся с „Дождем“, а идиоты, которые радуются произошедшему, просто идиоты», написала экс-ведущая «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр. 

Новость об отзыве в Латвии лицензии у телеканала «Дождь» Кремль и его сторонники встретили с сарказмом и утверждениями  об отсутствии свободы слова в Европе. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал «ситуацию с „Дождем“ в Латвии примером ошибочных иллюзий»: «Все время кому-то кажется, что где-то лучше, чем дома. И все время кому-то кажется, что где-то свобода, а дома несвобода». 

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем телеграм-канале разместила подборку архивных заявлений представителей Госдепа, Белого дома и НАТО о давлении на «Дождь» в России. «Ничего не нужно заново придумывать, просто пусть вместо слова „Россия“ вставят в свои же недавние заявления слово „Латвия“. Дарю. Бесплатно. Пользуйтесь в Госдепе на здоровье», написала она.

Соратник Алексея Навального Леонид Волков заявил, что в ЕС закрывают глаза на настоящую кремлевскую пропаганду. «Да, Ева Бернеке и ее Eutelsat прямо сейчас продолжают из уютной штаб-квартиры в Париже транслировать отборную российскую пропаганду через свои спутники для 12 миллионов российских домохозяйств. И никто не спешит закрывать», — твитнул он. 

Решение регулятора Латвии — это реакция властей и большинства политических элит балтийских стран на то, что они ассоциируют с российским «имперством» в любом варианте — от предельно жесткого сталинского до мягкого либерального (вспомним чубайсовскую «либеральную империю»), написал российский политолог Алексей Макаркин: «Реакция резко негативная. Если в далеком от Москвы Париже интеллектуалы могут ностальгически вспомнить о русско-французском союзе, смотря на роскошный мост Александра III, то в Риге это невозможно — особенно сейчас». В доминирующем балтийском дискурсе Россия не только непосредственно связана со сталинскими репрессиями (включая депортации 1941 и 1949 годов), отмечает Маркаркин, но и выглядит «азиатской» силой, препятствовавшей европейскому пути развития этих стран. Поэтому любая неоднозначность (или даже намек на нее) в оценках нынешней ситуации воспринимается совершенно однозначно.