Понауехали. Как обвинения режиссера Херманиса в адрес российских эмигрантских СМИ в Латвии оказались предвыборным художественным высказыванием Спектр
Вторник, 04 октября 2022
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

Понауехали. Как обвинения режиссера Херманиса в адрес российских эмигрантских СМИ в Латвии оказались предвыборным художественным высказыванием

Алвис Херманис. Фото Ģirts Raģelis по лицензии Flickr Алвис Херманис. Фото Ģirts Raģelis по лицензии Flickr

25 августа в Риге завершился снос монумента «освободителям советской Латвии». 23 августа рабочие опрокинули экскаватором бронзовую статую «воинов-освободителей», а 24 августа — статую «родины-матери». Вчера рухнула последняя часть монумента — мраморная стела.

Территория вокруг памятника была заблаговременно оцеплена полицией, проводить митинг протеста рижские власти запретили. 23 августа перед монументом собрались русскоязычные жители Латвии (сначала десятки человек, потом немногим больше); днем там были задержаны 7 человек, вечером — еще 10. На проведение работ это не повлияло.

Латвийские власти опасались провокаций и беспорядков, но их не случилось. Единственной реакцией РФ стало возбуждение уголовного дела по введенной в 2020 году статье ст. 243.4 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за «порчу или уничтожение памятников» российским и советским солдатам в России и за ее пределами.

Сносу мемориала предшествовала дискуссия в латвийских и русскоязычных эмигрантских СМИ о работе российского оппозиционного телеканала «Дождь». После фактического изгнания из РФ за антивоенную позицию канал возобновил работу в Риге 18 июля — с разрешения латвийских властей, до того прекративших вещание в стране 80 российских телеканалов. Обсуждение работы «Дождя» в Латвии начал режиссер Нового рижского театра Алвис Херманис, вернувшийся в страну с началом российско-украинской войны. Он призвал запретить «Дождю» работать в Латвии, а его журналистов выгнать из страны.

«Брутальная политическая манипуляция»

10 августа телеканал «Дождь» выпустил интервью мэра Риги Мартиньша Стакиса журналистке Екатерине Котрикадзе. В нем Мартиньш Стакис, либеральный латвийский политик, корректно на русском языке объяснил зрителям «Дождя» (большинство из которых составляют россияне) историю памятника, как его воспринимают в современной Латвии, и сообщил, что он будет снесен. Стакис объяснил, что в Латвии нет никакой «ужасной русофобии», о которой твердит российская пропаганда, а есть неприятие советского оккупационного наследия. Мэр также поддержал требование министра иностранных дел Латвии Ринкевича запретить выдавать россиянам туристические визы на уровне ЕС.

Контекст:


Открытый в 1985 году «Памятник воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков» — монумент, состоящий из двух скульптурных групп: «Матери-родины» и «Воинов-освободителей», 79-метровой колонны с золотой пятиконечной звездой и огромного пруда. Он был построен в рижском парке Победы, названном так в честь победы в войне за независимость Латвии в 1920 году. До 24 февраля 2022 года он находился под защитой статьи 13 договора о выводе советских войск от 1994 года.

Демонтаж памятника Освободителям Риги, Латвия, 23 августа 2022 года. Фото TOMS KALNINS/EPA/Scanpix/Leta

Демонтаж памятника Освободителям Риги, Латвия, 23 августа 2022 года. Фото TOMS KALNINS/EPA/Scanpix/Leta

С началом войны с Украиной монумент стал восприниматься в Латвии как символ российской агрессии. 12 мая латвийский парламент приостановил действие этой статьи до окончания агрессии России в Украине. В ответ спикер российского МИД Мария Захарова назвала латвийских парламентариев «вурдалаками», а глава комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета Андрей Климов призвал принять против Латвии «крайне жесткие меры».

13 мая рижская Дума решила снести монумент. 20 мая в Риге прошел массовый митинг с требованием снести все советские монументы в стране. Против сноса выступила лишь партия «Русский союз Латвии». Решение о сносе памятника было принято на фоне начала предвыборной кампании - 1 октября в стране пройдут выборы в парламент.


В тот же день Алвис Херманис в своем посте в Facebook назвал интервью мэра Стакиса «брутальной политической манипуляцией», направленной «абсолютно против интересов Латвии», и заявил, что очень рекомендует «латвийским органам безопасности отозвать разрешения на работу и жительство» в Латвии всем журналистам «Дождя». На следующий день в интервью общественному русскоязычному «Радио 4» мэр Риги ответил, что интервью «Дождю» было корректным, а те, кто сейчас нападает на телеканал, «нечестны». На этом все бы и закончилось, но основная дискуссия разгорелась через неделю.

«Ситуация суперхрупкая»

Свою позицию Херманис развил в двух интервью российским эмигрантским СМИ в Латвии — «Новой Газете. Европа» и «Медузе», опубликованных 14 августа. В них он от имени латвийского общества раскритиковал «Дождь», устроил своим собеседникам проверку на лояльность и рекомендовал «российским журналистам-эмигрантам не соваться во внутренние дела той страны, которая дала им убежище».

Свои обвинения в адрес «Дождя» в интервью «Новой газете» режиссер мотивировал так: «В этом интервью латыши не чувствовали какое-то желание разобраться, потому что ее [т.е. Котрикадзе] вообще не интересовала позиция нашей страны». Однако именно этим ведущая «Дождя» и занималась — задавала мэру Риги вопросы так, чтобы он рассказал о позиции Латвии по поводу сноса памятника.

Херманис заявил «Медузе»: «Они [т.е. «Дождь"] выступают против Путина, как и мы в Европе, но некоторые их позиции противоположны нашим. Например, по вопросам санкций, виз и символов оккупации. Во всем этом они полностью совпадают с путинскими журналистами, поэтому я приравниваю их к российской пропаганде». Свои обвинения он подкрепил утверждением, что до сих пор не известно, «сколько людей в Риге поддерживает Путина в этой войне», и называл ситуацию вокруг сноса памятника «суперхрупкой» («Новая газета»).

Херманис потребовал от российских журналистов ответов: признают ли они оккупацию Латвии со стороны СССР; на чьей стороне они в войне России с Украиной; кто их финансирует; и что они думают по поводу виз. Свои требования он высказывал, напомним, в адрес «Новой газеты» и «Дождя» — СМИ, которые были закрыты в России за свою публичную антивоенную позицию через неделю после начала войны, а также в адрес «Медузы», которая была заблокирована за то же самое. За любое высказывание о нападении на Украину со словом «война» журналистам этих изданий — вне зависимости от страны высказывания — грозит тюремный срок до 15 лет.

Контекст:


Алвис Херманис много лет сотрудничал с московским Театром Наций, в котором, в частности, поставил спектакль с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым «Горбачев» — о семейной жизни первого президента СССР, ставший популярным у московской «либеральной» публики. В 2014 Херманис выступил простив аннексии Крыма, назвал Россию «болезнью всего международного сообщества», после чего ему был запрещен въезд в РФ.

Алвис Херманис. Фото Ģirts Raģelis по лицензии Flickr

Алвис Херманис. Фото Ģirts Raģelis по лицензии Flickr

Алвис Херманис много работал и Европе, но в 2015 году поссорился с гамбургским театром Thalia. Как заявил тогда директор театра Иоахим Люкс, Херманис отказался работать после того, как театр пригласил сирийских беженцев принять участие в одной из своих постановок. По словам директора театра, режиссер говорил, что среди беженцев есть террористы" и заявлял, что хотя «не все беженцы террористы, но все террористы беженцы или их дети». Херманис в ответ распространил заявление, в котором утверждал, что его слова были «вырваны из контекста». После этого немецкая газета Sueddeutsche Zeitung задалась вопросом, не расист ли Херманис; число его постановок в Европе сильно сократилось, и в 2018 году он вернулся в московский Театр Наций. В 2021 году Херманис опубликовал «манифест» своего театра, в котором отрицал политкорректность и декларировал в театре «свободу слова и любых политических позиций».

24 февраля этого года Херманис осудил российское вторжение в Украину, потребовал снять свое имя с афиш театра и вернулся в Латвию, а затем принял в Новом рижском театре эмигрировавшую из России Чулпан Хаматову, также выступившую против нападения России на Украину. После возвращения режиссер сначала призвал русских в Латвии не поддаваться на проявлении русофобии, сказав «русские вы наши», потребовал у минобороны, рассказать, как оно готовится к российскому вторжению, а затем обвинил российских политэмигрантов в «мазохизме» и отсутствии плана по свержению российского режима.


Преувеличенные децибелы

Позицией Херманиса заинтересовались и латвийские СМИ. Но их реакция и тон оказалась иными, чем в публикациях российских эмигрантских изданий.

14 августа, в день выхода обоих интервью Херманиса, второй по популярности новостной портал Латвии Jauns. lv перевел на латышский и опубликовал под заглавием «Ты ел хлеб с рук путинистов» ответ Херманису Ивана Вырыпаева, бывшего руководителя театра «Практика», живущего в Польше. Спектакли Вырыпаева, как и спектакли Херманиса, фактически запрещены в России из-за его антивоенной позиции. Вырыпаев напомнил режиссеру, что тот в России много лет сотрудничал с театром, который лично был создан Путиным, в то время как «Дождь» «рисковал своими семьями и судьбами, а потом и жизнями».

15 августа главный редактор Neatkarīgā Rīta Avīze («Независимая утренняя газета», седьмое по популярности интернет-издание в Латвии) Марис Краутманис в своей колонке, озаглавленной «Преувеличенно громкие децибелы проклятий в адрес „Дождя“», встал на сторону телеканала. Он порекомендовал своим читателям посмотреть интервью Стакиса самостоятельно, а высказывания Херманиса связал с позицией латвийских национал-консерваторов, которым везде мерещится кремлевская пропаганда.

Самой подробной стала публикация популярного печатного еженедельника Privātā Dzīve («Частная жизнь»), опросившего латвийских журналистов и деятелей культуры. Полностью на стороне Херманиса выступила поэтесса консервативных взглядов Лиана Ланга (помощница депутата латвийского парламента от Консервативной партии — прим. «Спектра»), назвавшая «Дождь» «рашистскими имперцами». Поддержал режиссера и известный спортивный журналист Лаурис Лизбовскис, у которого в конце августа заканчивается контракт с TV-3, в партнерстве с которым работает «Дождь». Он сказал, что «канал давно запрещен в Украине, и называется он „Пи…ж TV“» (Вещание «Дождя» запрещено в Украине с 2017 года — прим. «Спектра»). Кинорежиссер Арвидс Криевс также сравнил «Дождь» с «Радио Свобода» в конце 1980-х: «Тогда там стали часто говорить по-имперски».

В свою очередь бывший министр внутренних дел Латвии Марис Гулбис назвал интервью Стакиса объективным. «Не надо настраивать латышей против „Дождя“. Это очень выгодно Кремлю», — заявил он изданию. Латвийский и немецкий режиссер Илона Брувере сказала: «проклиная журналистов „Дождя“, Херманис забыл или, может быть, не знает, что журналистика — не попугайская профессия: репортеры информируют, журналисты побуждают думать, а демократическое общество не должно быть жертвой амбиций власти или политики. Важно помнить об этом, чтобы не продолжать опыт тоталитаризма в СМИ, который часто до сих пор имеет место в Латвии». Ведущая популярного утреннего радио-шоу Байба Сипениеце-Гаваре сообщила, что предоставила «Дождю» свои декорации, уважает и поддерживает канал, хотя интервью со Стакисом, по ее мнению, действительно проходило по кремлевскому сценарию. Монумент, по ее словам, нужно снести во что бы то ни стало: «Это не мемориал, а место культа, прославляющего империю, где „можем повторить“ написано неоновыми буквами». Ведущий основной вечерней аналитической программы первого канала латвийского общественного телевидения LTV-1 «Что происходит в Латвии» Янис Домбурс заявил, что также не увидел в интервью Стакиса ничего криминального.

Председатель Национального совета по электронным СМИ, который выдает лицензии на вещание в Латвии, Иварс Аболиньш и вовсе заявил изданию, что в случае с «Дождем» Совет не нашел никаких нарушений закона: «Совет действует в рамках закона, и то, что частному лицу, даже Алвису Херманису, что-то не нравится, это его личное дело. Совет оценивает выполнение закона».

Не нашли никаких нарушений латвийского законодательства и эксперты, опрошенные русской редакцией латвийского портала Delfi.

Нарушений нет, но выборы остались

Тем не менее, полемика вокруг «Дождя» получила развитие на этой неделе. Консервативный обозреватель Neatkarīgā Rīta Avīze Бенс Латковскис обвинил «Дождь» в «левом либеральном интернационализме» и потребовал, чтобы издание договорилось с властями и больше не освещало внутреннюю латвийскую повестку. А трудовая инспекция Латвии объявила 23 августа, что в ответ на анонимную жалобу в соцсетях проверит наличие у журналистов «Дождя» видов на жительство и разрешений на работу.

Латвийский актер Андрис Лиелайс, участвующий в выборах от либеральной партии «Развитие/За!», назвал требования Херманиса выслать журналистов «Дождя» эмоциональным высказыванием. «Он художник, ему можно!» — заявил он «Спектру».

Исследователь института социологии Латвийского университета, специалист по массовым коммуникациям Мартиньш Капранс в разговоре со «Спектром» связал заявления Херманиса с предвыборной кампанией в Латвии: «Обратите внимание, что чиновники высказываются по поводу работы „Дождя“ сбалансировано. Ситуацию используют те, кто хочет позиционироваться как твердые противники Кремля. Делают они это, не слишком обращая внимания на нюансы. Херманис и до этого выступал по разным вопросам с неоконсервативных позиций».