Возвращение в реальность. Почему Евросоюз с начала войны в Украине откладывал запрет на вещание главных российских телеканалов и что ждет их зрителей Спектр
Четверг, 29 февраля 2024
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

Возвращение в реальность. Почему Евросоюз с начала войны в Украине откладывал запрет на вещание главных российских телеканалов и что ждет их зрителей

Приостановка лицензий на вещание в 27 странах альянса российских телеканалов. Фото Istockphoto, иллюстрация Spektr.Press Приостановка лицензий на вещание в 27 странах альянса российских телеканалов. Фото Istockphoto, иллюстрация Spektr. Press

В конце прошлой недели лидеры Евросоюза утвердили девятый пакет санкций против России из-за вторжения в Украину. Помимо ограничений в отношении российского военно-промышленного комплекса, банков и прочего Евросоюз инициировал приостановку лицензий на вещание в 27 странах альянса четырех российских телеканалов НТВ/НТВ «Мир», «Россия-1», РЕН-ТВ и «Первого канала».

«Эти СМИ находятся под постоянным прямым или косвенным контролем руководства Российской Федерации и используются последним для своих непрерывных и согласованных действий по дезинформации и военной пропаганде, легитимизируют российскую агрессию и подрывают поддержку Украины», — говорится в пресс-релизе. Ограничения касаются только вещания, подчеркивается в нем, и не отменяют в отношении указанных телеканалов и их сотрудников Хартию основных прав Европейского союза.

Акция протеста Марины Овсянниковой в прямом эфире Первого канала. Фото EPA/Scanpix/LETA

Акция протеста Марины Овсянниковой в прямом эфире Первого канала. Фото EPA/Scanpix/LETA

Это не первое с 24 февраля в Европе ограничение контролируемых российскими властями телеканалов. Через неделю после полномасштабного вторжения  в Украину во всех странах Евросоюза были заблокированы как дезинформирующие российские телеканалы Russia Today и Sputnik. В июне Евросоюз принял шестой пакет санкций, в котором под блокировку попали «Россия РТР» и «РТР Планета» (версии «России 1» для зарубежной аудитории), новостной «Россия 24» и «ТВЦ-Международный» — включая кабельное и спутниковое вещание, провайдеров и платформы для обмена видео. 

Лишаемые сейчас эфира российские телеканалы имеют много развлекательных передач, при этом активно пропагандируют войну. Например, на НТВ в ток-шоу «Своя правда» депутат Госдумы РФ Борис Чернышов заявил, что удары по энергетической инфраструктуре выражают «священную ненависть» к украинцам. Телеведущий Владимир Соловьев в ток-шоу на «России 1» назвал себя террористом и призвал к уничтожению украинских городов вместе с жителями. Таких примеров много. Почему европейцы прекращают вещание оставшихся российский телеканалов 10 месяцев спустя после начала войны, и как это может отразиться на русскоязычных жителях Европы — «Спектр» разбирался с помощью экспертов.

Европейские друзья Кремля

Европейское вещание государственных телеканалов РФ обеспечивают, главным образом, два крупнейших мировых спутниковых провайдера — в первую очередь французский Eutelsat, а также люксембургский SES. Европейские компании сдают россиянам в аренду спутники для вещания на Европу, Россию, страны СНГ, Северную Африку и Ближний Восток. У России собственных спутников мало: весной 2022 года в бытность главой «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин признал, что у России всего 161 космический спутник (включая военные) — а нужны ей тысячи.

Логотип европейского спутникового оператора Eutelsat. Фото Gonzalo Fuentes/REUTERS/File Photo/Scanpix/LETA

Логотип европейского спутникового оператора Eutelsat. Фото Gonzalo Fuentes/REUTERS/File Photo/Scanpix/LETA

Ранее Eutelsat  — на 22% он принадлежит французскому государству — прохладно отнесся к идее разрыва с Москвой, что требовали антивоенные активисты. В начале мая генеральный директор Eutelsat Ева Бернеке настаивала на том, что французская компания останется «нейтральной». По ее словам, решение о прекращении трансляции российских телепровайдеров остается за европейскими властями — этой позиции она придерживалась и в дальнейшем.

Позицию «нейтралитета» Eutelsat можно объяснить тем, что компания давно ведет бизнес в России, где власти полностью перевели на цифровое вещание 20 федеральных телеканалов. И французский спутниковый провайдер в этом очень помогает. По данным Eutelsat, два управляемых ею спутника — Eutelsat 36B и Eutelsat 36C — охватывают 50% домохозяйств с телевидением в России и странах СНГ. К этим двум спутникам подключены в России более 12 миллионов домашних тарелок (через российских телепровайдеров «НТВ+» и «Триколор»). Также оператор управляет еще тремя российскими спутниками. Всего Eutelsat транслирует эфир для 15 миллионов российских абонентов, или около 20% взрослого населения РФ. 

Люксембургский спутниковый провайдер SES тоже декларировал позицию нейтралитета, он транслировал на Европу не только российские госканалы, но независимый телеканал «Дождь», которого недавно власти Латвии  лишили лицензии. Ранее SES разрешила двум клиентам в Южной Африке и Индии транслировать через свои спутники санкционный канал RT English. Провайдер заявил, что неоднократно просил их исключить RT из телевизионных пакетов, но «не может удалить эти каналы, не затрагивая десятки законных каналов, не подпадающих под санкции», сообщил представитель компании. Впрочем, представитель люксембургского медиарегулятора заявил, что они находятся в тесном контакте с SES и «могут полагаться» на активное сотрудничество компании.

Логотип и сайт Russia Today. Фото Muhammed Ibrahim Ali/ZUMA Press Wire/Scanpix/LETA

Логотип и сайт Russia Today. Фото Muhammed Ibrahim Ali/ZUMA Press Wire/Scanpix/LETA

До выхода 9-го пакета санкций французский медиарегулятор Arcom призывал Eutelsat прекратить трансляцию российских каналов, которые освещали войну в Украине. Но на этом все заканчивалось — медиарегулятор ссылался на отсутствие полномочий. Однако на прошлой неделе высший административный суд Франции по запросу парижской организации «Репортеры без границ» обязал Arcom пересмотреть свое решение. И медиарегулятор согласился, обнаружив, что российские телеканалы «транслировались не только в России, но и на украинских территориях, аннексированных Россией». Представители Eutelsat сказали, что выполнят требования регулятора. 

То, что Евросоюз на уровне всего альянса полностью не заблокировал российские пропагандистские каналы в самом начале войны, медиааналитик Василий Гатов, приглашенный старший научный сотрудник Университета Южной Калифорнии, связывает с большой ценностью свободы слова для стран Европы. «У любых санкций есть идеология и очередность. Связано это с ценностями того, кто вводит санкции. Для Европы свобода слова обладает большой ценностью. Вынесение санкций в отношении телеканалов — это тяжелый акт с точки зрения Европейского союза. Это одна из возможных санкций, которая обсуждалась не в первую очередь», — поясняет Гатов в разговоре со «Спектром».

На кого рассчитано российское иновещание

По оценкам ООН, по состоянию на 2021 год за границей проживало порядка 11 миллионов выходцев из России. В свою очередь, по оценке Россотрудничества, численность россиян, тех, кто родился в России, за границей составляет 30 миллионов человек (российское ведомство причисляет к ним выходцев из СССР и их потомков). В Германии эта цифра варьируется от 1,5 до 3 миллионов. В Эстонии она достигает 315 тысяч, в Латвии — около 450 тысяч, в Литве — около 140 тысяч человек. Их количество заметно выросло после начала войны в Украине и массового отъезда из России в связи с объявленной мобилизацией. 

Василий Гатов считает, что наибольшее влияние у российской пропаганды было в странах Балтии. «У России есть спутники, которые могут хорошо «добивать» до середины Европы. В Голландии вполне еще можно смотреть даже с “Ямалом». Во Франции уже нет, а западнее Брюсселя уже очень плохой сигнал. Поэтому они отрезают от российского вещания старые эмигрантские группы, оставшиеся со временем Советского Союза: в Берлине, Риге, Вильнюсе, в целом в странах Балтии», — поясняет медиааналитик «Спектру». 

Аудитория «Первого канала» за рубежом, по собственной информации телеканала, составляет 250 миллионов человек. В нее включают этнических русских, русскоговорящих, эмигрантов, временно проживающих за границей и туристов. В Западной Европе его смотрели 7 миллионов, в Восточной — 13 миллионов, а в странах Балтии — 5 миллионов человек. Это самый популярный телеканал среди русскоязычной аудитории в Европе, чему помогал и французский Eutelsat, у которого два наиболее важных спутника находятся на орбите 36° восточной долготы, обеспечивающих покрытие большей части Восточной Европы.

Сейчас нельзя точно сказать, какое количество русскоязычных жителей Евросоюза формировали свою картину мира благодаря российским федеральным каналам. По словам Гатова, это люди старшего возраста, которые, например, не могут пользоваться новыми медиа и Telegram-каналами: «Основной удар здесь нанесен по старшему поколению, которое привыкло к простому решению. Покупаем подписку — у нас есть российские каналы. Теперь российских телеканалов в этой подписке нет. Чтобы посмотреть, нужны неординарные усилия в области обхода блокировки. Это надо поставить себе VPN, разобраться с тем, как он работает. И нужно быть готовым к тому, что VPN могут отключить».

Теперь эти люди окажутся отрезаны от картины мира, которую им подтверждали российские телеканалы. Российский экзистенциальный психолог Елена Генс считает, что «это всего лишь еще одно небольшое изменение мира, требующее приспособления, поскольку в норме ТВ не является центральной опорой для человека». «Опора на русское ТВ может быть центральной, например, для человека, который так и не смог приспособиться к жизни в новой стране. Тогда ТВ становится как бы подменой мира, позволяет не сталкиваться с окружающей реальностью. В этих единичных случаях такая потеря может стать чувствительной — но сложно сказать, станет ли она проклятием или благословением, заставив человека все-таки столкнуться еще раз с реальным миром вокруг», — рассуждает Елена Генс в разговоре со «Спектром».  

Елена Генс. Фото Ланит/Facebook

Елена Генс. Фото Ланит/Facebook

Пропаганда вовне

Пропагандисты на российских федеральных каналах давно используют образы внешнего и внутреннего врага, чтобы держать в эмоциональном напряжении своих зрителей и склонять их к поддержке Владимира Путина. С самого начала войны. на «России 1» и «Первом канале» — двух самых популярных каналах РФ — украинские силы обвинялись в военных преступлениях; они, а не российские войска, показывались как представляющие угрозу мирному населению,  отмечает ВВС, которая проанализировала сюжеты на российских каналах.

Ведущие российских госканалов эмоционально проводили «исторические параллели» между «специальной военной операцией» России в Украине и борьбой Советского Союза против нацистской Германии, отмечает ВВС, приходя к выводу, что их частым приемом являлась откровенная ложь, источником которой являются официальные лица и ведомства, такие как Минобороны РФ. В дальнейшем градус высказываний на российском телевидении только рос; война представляется ведущими уже «священной», против «сатанистов» и т.д. 

Влияние госпропаганды внутри России, в том числе военной, много раз описано; в частности, это один из инструментов принуждения населения и удержания его от размышлений о жизни в стране. Но российская госпропаганда имеет разные целевые аудитории и оказывается весьма эффективной и за пределами России. Ее отличительная черта в том, что она полна противоречивых мнений, интерпретаций и гипотез. Благодаря этому российская пропаганда, отмечают аналитики,  не настаивает на какой-либо конкретной информации; она, можно сказать, насаждает атмосферу высокой неуверенности в происходящем, в том, что реально, а что нет. 

И это дает в Европе свои плоды. В ноябре немецкий Центр мониторинга, анализа и стратегий (CeMAS) опубликовал результаты опроса, согласно которому около 44% немцев согласны, что «Путин является борцом с глобальной элитой, которая втайне управляет миром». С апреля доля считающих так выросла в три раза — тогда их было 12%. Кроме того, 12% респондентов в Германии верят еще одному известному утверждению российской пропаганды о том, что «Украина вместе с США руководит секретными биолабораториями по производству биологического оружия». В апреле с этим заявлением российских официальных лиц соглашались лишь 7% опрошенных. 

Василий Гатов. Фото Spektr.press

Василий Гатов. Фото Spektr.press

«Пропаганда похожа на тяжелое успокоительное, — резюмирует медиааналитик Василий Гатов. — Вас затронули санкции? Вы принимаете ее и перестаете их ощущать. И это так прекрасно, что тебе начинает хотеться ее все в больших дозах. Она вызывает не физическое привыкание, а исключительно психологическое. Если люди перестают ее получать, они начинают терять связь с тем, что считают родиной. На самом деле мы прекрасно видим, что ничего страшного в этом нет и десятки миллионов бывших граждан СССР и России прекрасно обходятся без пятиминуток ненависти на российском телевидении».

Чем может ответить Москва

Остается понять, какими могут быть ответные меры Москвы на блокировку российских государственных телеканалов? То, что это в принципе важная для Кремля тема, демонстрирует хотя бы то, что решение президента Владимира Зеленского в 2021 году закрыть в Украине «пророссийские телеканалы» уменьшило для Москвы возможности манипулировать настроениями украинцев и повлияло, видимо, на решение Владимира Путина превращать Украину в политического сателлита Москвы военным путем. 

Это, конечно, не случай Евросоюза — даже если бы кому-то этого хотелось.  «Ни на какую войну с Европой Путин и его армия не способны, так что он вынужден будет это решение проглотить», — уточняет «Спектру» российский политолог Аббас Галямов. К тому же медийный «развод» с Западом у России начался еще до вторжения в Украину. Российским телеканалам перекрывали вещание в Европе на уровне частных телекоммуникационных операторов, например, «Россию 24» отключили в Польше, Германии, Финляндии; а также на уровне национальных регуляторов — например, в Великобритании и Германии. Facebook,  YouTube  и TikTok под давлением европейских регуляторов запретили в Европе российские государственные СМИ.

В России были заблокированы восемь международных новостных каналов, в том числе BBC World, CNN, Deutsche Welle, русскоязычная версия Euronews, а также французские France 24 и TV5 Monde. В начале марта решение об уходе с российского телерынка приняла компания Discovery, которая осуществляла вещание 15-ти своих кабельных телеканалов, включая Animal Planet и Discovery Channel. А с 20 апреля из кабельных сетей исчезли телеканалы Paramount — Nickelodeon, MTV Russia, Paramount Comedy и др. Кроме того, российские власти с начала войны заблокировали в стране множество независимых СМИ, в том числе четырежды — сайт «Спектра».

 Медиаэксперт Гатов считает, что Россия исчерпала свои возможности зеркальных действий в том числе потому, что война вскрыла то, что у России большее количество гейтов, которые связывают ее с мировым интернетом, чем она предполагала. В связи с этим борьба с западными СМИ стала неэффективной. А бесконечные блокировки VPN-сервисов, которыми занимаются власти России, влияют и на русскоговорящих жителей Европы, которые с их помощью пытаются следить за картинкой в российском «зомбоящике», отмечает медиааналитик. 

Когда у российских телеканалов отзовут лицензию на вещание в Евросоюзе, не уточняется, но, видимо, в ближайшее время. Что остается российской военной пропаганде, чтобы не потерять своих зрителей в Евросоюзе? Одним из возможных методов, по мнению Василия Гатова, является продвижение российских спутниковых сервисов, однако и здесь есть свои подводные камни: «Россия может начать продвигать, например, на балтийский рынок «Триколор», который вполне покрывает эти страны. У него более-менее качественный прием. Но за это придется отдать где-то 800 евро. Сумма не маленькая. И самое главное — не факт, что это будет долго работать».