Преследование Ивана Сафронова и других журналистов должно быть прекращено
  • Воскресенье, 6 декабря 2020
  • $74.07
  • €89.80
  • 49.03

«Противостоять мы больше не в силах». Из «Ведомостей» в знак протеста против назначения Шмарова главным редактором уволились все его заместители

Редакция «Ведомостей» . Фото со страницы Андрея Шмарова в фейсбуке Редакция «Ведомостей». Фото со страницы Андрея Шмарова в фейсбуке

Пятеро заместителей главного редактора газеты «Ведомости» объявили об увольнении в знак протеста против назначения главным редактором Андрея Шмарова. Из издания уходят Дмитрий Симаков, Борис Сафронов, Филипп Стеркин, Кирилл Харатьян и Александр Губский. Также уходит и. о. шеф-редактора сайта vedomosti.ru Александра Чунова.

«Это было совершенно добровольное и осознанное решение, которое мы приняли давно, но пока оставалась надежда, мы продолжали работать. Теперь надежды нет, и вопросов тоже нет относительного того, что будет с „Ведомостями“, поэтому решили уйти. Противостоять мы больше не в силах. Работать в таких условиях тоже невозможно», — рассказал «Спектру» замглавного редактора Борис Сафронов.

На вопрос о том, что должно произойти, чтобы сотрудники вернулись на свои места, Сафронов ответил, что «как минимум это должна быть замена человека, назначенного главным редактором».

«Я в „Ведомостях“ больше двадцати лет работаю, и мне очень дорого это место. Очень трудно далось это решение, но если я пойму, что есть реальная возможность вернуться к работе, когда можно что-то обсуждать — именно что обсуждать… Но что-то не похоже на то», — отметил он.

Одновременно с сообщением об увольнении в ряде СМИ появилась информация, что сотрудники «Ведомостей» обсуждают создание нового издания. «Естественно, обсуждается, но я бы пока об этом не говорил. Все это, как говорится, вилами по воде писано. Много мы таких ситуаций проходили за эти годы, естественно, возникают какие-то мысли. Будут какие-то предпосылки, чтобы это реально воплотить — тогда будем говорить предметно», — прокомментировал «Спектру» Сафронов.

Журналист также рассказал, что уволившиеся сотрудники собираются в ближайшее время выпустить совместное заявление.

Новый главред «Ведомостей» запретил опросы «Левада-центра» и критику обнуления сроков Путина

За последние месяцы из «Ведомостей» ушли уже около 10 журналистов из более чем 90, в том числе руководители трех отделов. Все они называли основной причиной ухода нежелание работать со Шмаровым.

В понедельник, 15 июня, стало известно, что совет директоров «Бизнес ньюс медиа» (издатель «Ведомостей») утвердил Шмарова главным редактором. Председатель совета директоров — новый собственник издания Иван Еремин. До этого Шмаров с конца марта исполнял обязанности главного редактора «Ведомостей».

Между Шмаровым и редакцией конфликт возник практически сразу после его назначения. Журналисты заявили о том, что Шмаров под страхом увольнения запретил упоминать в материалах издания социологические исследования «Левада-Центра», а также критически отзываться о поправках в Конституцию РФ об обнулении президентских сроков Владимира Путина. Шмаров сказал журналистам, что этого не хотят видеть в администрации президента.

Андрей Шмаров. Фото со страницы Шмарова в фейсбуке

Андрей Шмаров. Фото со страницы Шмарова в фейсбуке

Кроме того, Шмаров удалил опубликованную ранее авторскую колонку о главе «Роснефти» Игоре Сечине.

Это вызвало резкую негативную реакцию со стороны журналистов издания. Коллектив неоднократно указывал на нежелание работать с таким руководителем и выдвинул альтернативу — издателя партнерских проектов «Ведомостей» Анфису Воронину. Журналисты выступили с открытым письмом в адрес новых собственников газеты. «Стремительная смена главного редактора и назначение исполняющим обязанности главного редактора и редакционным директором „Ведомостей“ людей, чуждых журналистским принципам и корпоративной культуре издания, дестабилизировали коллектив, шокировали ньюсмейкеров и рекламодателей», — говорится в письме, подписанном заместителями главного редактора «Ведомостей» и шеф-редактором.

Шмаров обвинения отверг, заявив, что эволюция редакционной политики издания — это нормальный процесс. Он также призвал не преувеличивать творческие разногласия в коллективе.

Ранее в совместном расследовании «Медузы», The Bell, Forbes и «Ведомостей» говорилось о том, что компания «Роснефть» контролирует «Ведомости», являясь его главным кредитором. По словам знакомых пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, компания имеет непосредственное отношение к владельцам «Ведомостей», а именно к Демьяну Кудрявцеву.

Как «Роснефть» поставила под контроль владельца «Ведомостей» через цепочку кредитов. Краткое содержание расследования «Медузы», The Bell, Forbes и «Ведомостей»

Кудрявцев купил «Ведомости» в 2015 году примерно за 10 млн евро, в сумму сделки входил выкуп долгов. До 2015 года у трех иностранных совладельцев газеты была треть кипрского офшора Delovoi Standard Ltd, которому принадлежала компания «Бизнес Ньюс Медиа» (БНМ) — издателя «Ведомостей».

В 2016 года владельцем 100% акций БНМ через офшор стала жена Кудрявцева Яна Мозель-Кудрявцева. Из-за закона об участии иностранцев в российских СМИ акции БНМ были переведены в собственность другой компании Мозель-Кудрявцевой — «Аркан инвестмент». Однако кипрский офшор продал акции БНМ не за 10 млн евро, а за 24,2 млн евро. Близкий к владельцам газеты источник рассказал, что это был кредит Газпромбанка на 25 млн евро.

Согласно расследованию, долг «Аркан инвестмент» в 2017 году перешел компании «Константа», которая получила для этого кредит в банке «Роснефти» на 28 млн евро. Таким образом, банк «Роснефти» реально контролирует издателя «Ведомостей» через цепочку долгов. Как утверждается в расследовании, эти долги возникли именно в связи с покупкой издания Кудрявцевым пять лет назад.