• Пятница, 29 мая 2020

Как «Роснефть» поставила под контроль владельца «Ведомостей» через цепочку кредитов. Краткое содержание расследования «Медузы», The Bell, Forbes и «Ведомостей»

Демьян Кудрявцев. Фото: Sharifulin Valery / TASS / Scanpix / Leta Демьян Кудрявцев. Фото: Sharifulin Valery / TASS / Scanpix / Leta

Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), которым владеют дочерние компании «Роснефти», является главным кредитором «Ведомостей». Таким образом компания контролирует издание. Не разобравшись с этим долгом, продать издание просто невозможно. Об этом сообщается в совместном расследовании «Медузы», The Bell, Forbes и «Ведомостей».

По словам знакомых пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, «Роснефть» имеет непосредственное отношение к владельцам «Ведомостей». Сам Леонтьев несколько лет назад жаловался, что ему тяжело работать с владельцем Демьяном Кудрявцевым, и решение о его замене «назрело».

По словам источников «Медузы», Леонтьев лично участвовал в выборе покупателей. Свое участие он объяснял тем, что «Роснефть» контролирует Кудрявцева «через кредит». Как утверждается в расследовании, эти долги возникли именно в связи с покупкой издания Кудрявцевым пять лет назад.

«Танцуя с дьяволом, слушай музыку». Сотрудники российских государственных телеканалов о своей работе, настроении в коллективе и отношении к происходящему

Кудрявцев купил «Ведомости» в 2015 году примерно за 10 млн евро, в сумму сделки входил выкуп долгов. До 2015 года у трех иностранных совладельцев газеты была треть кипрского офшора Delovoi Standard Ltd, которому принадлежала компания «Бизнес Ньюс Медиа» (БНМ) — издателя «Ведомостей».

В 2016 года владельцем 100% акций БНМ через офшор стала жена Кудрявцева Яна Мозель-Кудрявцева. Из-за закона об участии иностранцев в российских СМИ акции БНМ были переведены в собственность другой компании Мозель-Кудрявцевой — «Аркан инвестмент». Однако кипрский офшор продал акции БНМ не за 10 млн евро, а за 24,2 млн евро. Близкий к владельцам газеты источник рассказал, что это был кредит Газпромбанка на 25 млн евро.

Согласно расследованию, долг «Аркан инвестмент» в 2017 году перешел компании «Константа», которая получила для этого кредит в банке «Роснефти» на 28 млн евро. Таким образом, банк «Роснефти» реально контролирует издателя «Ведомостей» через цепочку долгов.

«Профессионалы в деле пропаганды». Бывшие сотрудники центральных государственных телеканалов рассказывают о российском телевидении

При этом формально само издание не заложено. Однако без погашения долгов компании «Аркан» продать «Ведомости» невозможно. Долг, по данным, источника «Медузы», на конец 2019 года составлял 2 миллиарда рублей.

17 марта «Бизнес Ньюс Медиа» и журнал Harvard Business Review договорились о продаже издания генеральному директору издательского дома «Наша версия» Константину Зятькову и управляющему директору Arbat Capital Алексею Голубовичу. После объявления о продаже на пост и.о. главного редактора был назначен Андрей Шмаров.

Новый главред «Ведомостей» запретил опросы «Левада-центра» и критику обнуления сроков Путина

С этого момента на сайте газеты «Ведомости» начали меняться заголовки или исчезать статьи, касающиеся компании «Роснефть». Каждый раз это было решением Шмарова. Уже на первой же встрече с сотрудниками он заявил, что не читает «Ведомости» и ничего не знает о «Догме» — документе, который устанавливает стандарты работы издания.

Шмаров также отдал устное распоряжение в редакции, в соответствии с которым в материалах издания нельзя упоминать опросы «Левада-центра» и критически отзываться о поправках к Конституции РФ об обнулении президентских сроков Владимира Путина. По словам редактора отдела медиа «Ведомостей» Ксении Болецкой, Шмаров сам заявил редакции, что получил такое распоряжение в Администрации президента России.

Андрей Шмаров. Фото: страница Шмаров в фейсбуке

Андрей Шмаров. Фото: страница Шмаров в фейсбуке

Редакция газеты обвинила Шмарова в цензуре, между ними начался открытый конфликт. На эти обвинения Шмаров отвечал, что издание не может быть независимым от руководства, а запрет на публикацию определенных мнений связан с тем, что он хочет «сделать газету более деловой».

Журналисты «Ведомостей» обратились к новым владельцам с просьбой отстранить Шмарова от руководства редакцией, но их просьба удовлетворена не была.