Кривое зеркало. Муж Канделаки против телеграм-каналов, пиар генерала Лапина и ошибочные инсайды «Медузы» – главное из расследования «Проекта» о российских медиа Спектр
Вторник, 05 марта 2024
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

Кривое зеркало. Муж Канделаки против телеграм-каналов, пиар генерала Лапина и ошибочные инсайды «Медузы» — главное из расследования «Проекта» о российских медиа

Тина Канделаки и Василий Бровко. Фото Vyacheslav Prokofyev/TASS/Imago-images Тина Канделаки и Василий Бровко. Фото Vyacheslav Prokofyev/TASS/Imago-images

Заблокированное в России издание «Проект» выпустило расследование о жизни российских медиа в условиях войны. В нем утверждается, что муж Тины Канделаки Василий Бровко причастен к волне посадок администраторов российских телеграм-каналов, издание «Медуза» ошибается в 90 процентах своих «инсайдов», а российские военкоры участвовали в пиар-акции генерала Лапина после критики Кадырова и Пригожина.

Муж Канделаки и охота на телеграмеров

Летом и осенью по России прокатилась волна арестов администраторов телеграм-каналов, большая часть из которых не была оппозиционной Кремлю. По данным «Проекта», к этим задержаниям причастен директор по особым поручениям в госкопорации «Ростех», муж Тины Канделаки Василий Бровко.

«Мы проанализировали публикации всех попавших «под раздачу» каналов, а также пообщались с собеседниками, близкими к заявителям, знакомыми арестованных и кремлевскими подрядчиками в телеграм. На основании этого анализа и слов собеседников мы можем утверждать — дела против всех каналов инициировал Бровко, имевший для этого личные мотивы», — пишет издание. 

Бровко был недоволен волной критических публикаций про себя в разных каналах весной-летом этого года, где его обвиняли в коррупции, а Канделаки называли «эскортницей-приживалкой». Для мести ему нужно было заручиться поддержкой начальства, а поводом для этого стала критика в адрес «Ростеха» от Владимира Путина на заседании совета по нацпроектам в середине июля. Именно после этого он смог убедить главу «Ростеха» Сергея Чемезова взять каналы под контроль, раз из-за них президент критикует топ-менеджера. 

«Всего через несколько недель после заявления Путина силовики начали аресты десяти  телеграмеров, участвовавших в атаке на Бровко и «Ростех». В том числе они задержали создателя канала «Небрехня» Инну Чурилову, а заодно ее партнеров Александру Баязитову («Адские бабки») и Ольгу Архарову. Формальным истцом против всех троих выступил топ-менеджер «Промсвязьбанка» — видимо, чтобы скрыть информацию об истинных причинах дела. В других случаях Бровко и Чемезов писали жалобы на телеграмеров сами», — пишет издание. 

Сергей Чемезов. Фото: Alexei Druzhinin / TASS / Scanpix / Leta

Сергей Чемезов. Фото: Alexei Druzhinin / TASS / Scanpix / Leta

Похоже развивалась и ситуация с каналом «Тушите свет», создателем которого была Ксения Собчак (у нее давний конфликт с Канделаки). По данному делу задержаны трое сотрудников Собчак — коммерческий директор Кирилл Суханов, экс-главред журнала Tatler Ариан Романовский и бывший журналист Life.ru Тамерлан Бигаев. Речь идет о вымогательстве 10 миллионов рублей у Чемезова за блок на негатив в канале. Издание пишет, что Чемезов лично звонил руководству МВД с просьбой наказать Собчак за причастность к каналу. Последнюю спасли только связи с Путиным. Мать Ксении, сенатор Людмила Нарусова, воспользовавшись давним знакомством с Путиным (в первой половине 1990-х годов он был заместителем ее мужа, главы Петербурга Анатолия Собчака), дозвонилась до него и рассказала о ситуации.

«Из разговора стало понятно — санкции на арест дочери своего бывшего начальника глава государства не давал. Нарусова в разговоре с «Проектом» отрицала, что говорила с президентом. Тогда Собчак и вернулась в Россию, где сначала поехала мириться с Чемезовым непублично, а затем извинилась перед ним в своем телеграм-канале. Правда, пока это не привело к тому, что ее сотрудников отпустили из-под стражи», — пишет издание.

Пиар генерала Лапина и купленные военкоры

«Проект» также утверждает, что осенью власти окончательно взяли под контроль ведущих российских военкоров, освещающих нападение на Украину. «Проект» проанализировал публикации в 25 крупнейших военных каналах. Если отступление из-под Киева в марте критиковали многие из них, то сдачу Херсона осенью они представили как триумф генерала Сергея Суровикина. «Когда авторитет каналов взлетел, на них выделили бюджеты в разных ведомствах. Любой канал, который вы знаете, с кем-то сотрудничает, — пояснил изданию автор канала «Димитриев» военный блогер Игорь Димитриев. 

Генерал-полковник Александр Лапин. Скриншот видео Новости Донбасса/YouTube

Генерал-полковник Александр Лапин. Скриншот видео Новости Донбасса/YouTube

В тексте также упоминается пиар-кампания по созданию хвалебных материалов про генерала Александра Лапина, которого критиковали глава Чечни Рамзан Кадыров и руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Главред Ura.ru Михаил Вьюгин поручал журналистам разработать контент-план по поддержке генерала, он сообщил, что кампанию ему заказала «одна из башен Минобороны» и пообещал премии всем задействованным журналистам.

«В итоге Ura. Ru опубликовал не менее 35 заказных публикаций о Лапине. Этими материалами о генерале-герое буквально наводнили весь интернет — их постоянно репостили крупнейшие телеграм-каналы, в том числе «Пул №3» и Brief. Для координации действий Ura.ru даже завело чат с администраторами крупнейших каналов, туда журналисты кидают только что опубликованные хвалебные статьи о Лапине, которые телеграмеры должны распространить»,-  пишет «Проект».

Ошибочные «инсайды» «Медузы»

В расследовании издания также проанализированы материалы «Медузы» с инсайдами из прокремлевских источников, которые были поставлены на поток в середине 2019 года. Выяснилось, что из 65 прогнозов, сбылось только 8, при этом 6 из них до публикации «Медузы» давали источники других СМИ или телеграм-каналов. Авторами данных статей указан журналист Андрей Перцев. 

«В течение четырех лет издание «уволило» чуть ли не все руководство России, в том числе дважды премьера Михаила Мишустина, главы кремлевской администрации Антона Вайно и спикера Совета федерации Валентины Матвиенко. Ни один из этих прогнозов не сбылся. В девяти разных заметках «Медуза» называла разные даты референдума о присоединении ЛНР и ДНР к России и так ни разу и не угадала, а за пять дней до начала войны утверждала, что у России нет планов нападать на Украину», — пишет «Проект».

Иван Колпаков. Фото kolpakov/Instagram

Иван Колпаков. Фото kolpakov/Instagram

Журналисты уточняют, что во время мобилизации «Медуза» давала неправильные инсайды о закрытии границ и не предостерегла граждан от походов в военкоматы. 

Главред «Медузы» Иван Колпаков отметил, что издание беспокоят ошибочные инсайды и они стремятся «не допускать таких ситуаций».