Телеграмма в Кремль. С чем связаны уголовные дела против журналистов и администраторов телеграм-каналов по заявлению главы “Ростеха” Спектр
Пятница, 01 марта 2024
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

Телеграмма в Кремль. С чем связаны уголовные дела против журналистов и администраторов телеграм-каналов по заявлению главы «Ростеха»

Глава Ростеха Сергей Чемезов. Фото Maxim Shemetov/REUTERS/Scanpix/Leta Глава Ростеха Сергей Чемезов. Фото Maxim Shemetov/REUTERS/Scanpix/Leta

За последние десять дней стало известно о двух уголовных делах, возбужденных по заявлению руководителя госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. В обоих делах фигурируют имена известных журналистов.

В конце октября суд арестовал коммерческого директора медиахолдинга Ксении Собчак Кирилла Суханова. По версии следствия, «Суханов и другие» обвиняются в вымогательстве 11 млн рублей у Чемезова за нераспространение негативной информации в телеграм-канале «Тушите свет».

Перед задержанием Суханова силовики провели обыски в подмосковном доме Собчак в коттеджном поселке Горки-8, а ТАСС сообщил со ссылкой на источники, что журналистка является подозреваемой по этому делу. Сама Собчак в последний момент покинула Россию, уехав, по сведениям РИА Новости, в Литву через Беларусь.

Она назвала обвинения своего коммерческого директора в вымогательстве чушью: «Наш коммерческий директор Кирилл Суханов арестован. Ему пытаются приписать вымогательство. У кого? Зачем? Какой еще Ростех? При чем тут, ради Бога, Чемезов? Не верю в это вообще, и надеюсь, что сейчас во всем быстро разберутся и убедятся, что все это какая-то чушь». Позже РБК, ссылаясь на источник, близкий к следствию, сообщил, что Собчак не является подозреваемой по этому делу. «К ней претензий нет»: «Она здесь ни при чем», — сказал собеседник агентства.

3 ноября об обысках в своем доме сообщил журналист Андрей Караулов. Поводом для них стало уголовное дело, возбужденное по заявлению Сергея Чемезова, написал журналист.

По словам Караулова, в заявлении, написанном на имя министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева глава Ростеха упоминает несколько материалов с участием журналиста, в том числе стрим на канале Максима Шевченко. На этом стриме Караулов задавался вопросом, куда делись обещанные Чемезовым 25 мусоросжигательных заводов. Журналист подчеркнул, что лишь высказывал гипотезы и ничего не утверждал на этом стриме.

«Создан прецедент, будем знать: российский журналист не имеет права отныне ни на какие гипотезы, предположения, интуицию и свои догадки», — написал Караулов в телеграме. При этом о возбуждении дела Караулов сообщал еще в сентябре. Тогда он заявлял, что проходит по нему в статусе свидетеля.

На следующий день после обысков у Караулова представитель «Ростеха» в комментарии РБК подтвердил, что следственные действия проводились после обращения корпорации.

«Ряд материалов [Караулова] нанесли вред репутации генерального директора госкорпорации Ростех [Сергея Чемезова], а информационная кампания, развернутая на ресурсах Караулова имела, на наш взгляд, признаки клеветы. В связи с этим было принято решение обратиться с следственные органы для правовой оценки деятельности Андрея Караулова», — отметил представитель «Ростеха».

Он также обвинил журналиста в том, что тот якобы публиковал непроверенную информацию: «Караулов в своей деятельности вышел далеко за рамки профессиональной этики, занимаясь, по сути, псевдожурналистикой. В своем канале он публиковал слухи и домыслы, оторванные от реальности, не утруждая себя необходимой проверкой информации».


СЛЕДИТЕ ЗА РАЗВИТИЕМ СОБЫТИЙ В ТЕКСТОВОЙ ХРОНИКЕ В НАШЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ


Ранее в СМИ появлялась информация еще об одном уголовном деле, предположительно, связанном с Сергеем Чемезовым. В августе были задержаны и арестованы администраторы нескольких крупных телеграм-каналов — Riddle, «Финансовый караульный», «Проект „Сканер“», «Небрехня» и «Адские бабки». Телеграм-канал «База» сообщал, что администраторы почти всех этих каналов обвиняются в вымогательстве денег у структур «Ростеха».

По данным «Базы», якобы существовала сеть каналов, и ее владельцы просили деньги за «блок» (мораторий на публикацию невыгодной компании информации — прим. ред.) в одном из своих пабликов у пиарщиков «Ростеха». А потом продолжали писать негатив про структуры корпорации уже в других каналах, чтобы и там тоже был оплачен «блок». В итоге представители структур, связанных с «Ростехом», обратились к силовикам.

Информацию о том, что администраторов каналов арестовали по делу о вымогательстве у руководства «Ростеха» подтверждал депутат Госдумы Александр Хинштейн. Правда, он отмечал, что заявителем по делу выступил не Чемезов, а директор по особым поручениям «Ростеха» Василий Бровко, который является мужем Тины Канделаки.

На следующий день после сообщений об отъезде Собчак из России Канделаки опубликовала фотографию предполагаемого израильского паспорта Собчак.

28 октября политик Илья Яшин, находящийся в СИЗО по делу о фейках про российскую армию написал в своих соцсетях, что в его камере был один из арестованных администраторов каналов. Тот рассказал, что они опубликовали компромат на Чемезова, а потом взяли деньги у помощников главы «Ростеха» за снятие публикаций, а те написал заявление в Следственный комитет.

Журналист «Би-би-си» Андрей Захаров со ссылкой на источники на рекламном рынке писал, что аресты администраторов телеграм-каналов могут быть связаны с вниманием Кремля к этой платформе. «Крестовый поход против телеграма начался после того, как в „папочку“ к Владимиру Путину стали попадать и материалы из каналов. И те, кто годами зачищал медиапространство, заключая с газетами и онлайн-медиа договоры об „информационном сотрудничестве“ или подавая иски о клевете, пошли зачищать и телеграм, чтобы, не дай бог, президент вдруг не прочитал что-то, чего давно уже не встретишь в официальной прессе», — пересказывал он версию своего собеседника.