Преследование Ивана Сафронова и других журналистов должно быть прекращено
  • Вторник, 24 ноября 2020
  • $76.18
  • €90.20
  • 46.44

Домашнее видео. За что Роскомнадзор обиделся на Youtube и решил объявить ему медийный бойкот?

Youtube. Фото Rego Korosi / Flickr / CC Youtube. Фото Rego Korosi / Flickr / CC

Роскомнадзор рекомендовал российским СМИ размещать собственные видеоматериалы на мощностях российских видеохостингов и не использовать для этих целей Youtube. Об этом говорится в заявлении пресс-службы ведомства.

Там отметили, что администрация Youtube в последнее время злоупотребляет практикой блокировок, маркировок, предупреждений и «иных ограничений в отношении материалов российских СМИ и журналистов». В Роскомнадзоре уверены, что это является следствием целенаправленной политики, ставящей своей целью ограничение доступа пользователей российских СМИ к «объективной информации».

«Для сохранения возможности надежного и быстрого доступа к контенту рекомендуем российским СМИ и информационным ресурсам размещать видеоматериалы на платформах российских интернет-компаний, обладающих развитыми распределенными сетями доставки контента (CDN)», — отметили в Роскомнадзоре.

Вход в здание Роскомнадзора. Фото Sputnik/Scanpix/LETA

Вход в здание Роскомнадзора. Фото Sputnik/Scanpix/LETA

О том, что «цензура» российских СМИ зарубежными видеохостингами и социальными сетями, такими как YouTube, Facebook и Twitter, приобрела «системный характер», в Роскомнадзоре также заявляли 27 октября. По мнению ведомства, эти компании регулярно ограничивают доступ к материалам двух десятков российских СМИ, в том числе РИА Новости, Russia Today, Sputnik и «Россия1».

В том же сообщении говорилось, что Роскомнадзор передал в Госдуму и Совет Федерации предложения по внесению в законодательство ответных мер на случаи цензуры в отношении российских СМИ со стороны иностранных интернет-компаний.

12 ноября Роскомнадзор потребовал от владеющей Youtube компании Google снять ограничения с просмотра документального фильма USA 2020: Up in arms на Youtube-канале Russia Today. В сентябре аналогичное требование выдвигалось в отношении фильма «Беслан. Фильм Александра Рогаткина». В настоящий момент оба фильма доступны на видеохостинге с маркировкой о том, что они содержат материалы, способные напугать или шокировать зрителей.

28 сентября Департамент информации и печати МИД России призвал соцсеть Twitter отказаться от «применения инструментов недобросовестной конкуренции в отношении российских СМИ и попыток вытеснить их из международного информационного пространства». Заявление было опубликовано в тот же день, когда в соцсети был удален аккаунт РИА Новости.

МИД РФ. Фото TASS/Scanpix/LETA

МИД РФ. Фото TASS/Scanpix/LETA

Роскомнадзор сам нередко выступает в роли инициатора блокировки сайтов и публикаций российских СМИ. Ведомство является оператором системы «Ревизор», которая представляет из себя программно-аппаратный комплекс для осуществления мониторинга сайтов провайдерами и контроля соответствия локальной базы запрещенных сайтов и IP адресов с реестром.

Ведущие российские СМИ, в том числе Lenta.ru и «Эхо Москвы» получали предупреждения Роскомнадзора в связи с освещением событий на Украине в 2014 году. В том же году для российских пользователей интернета были заблокированы сайты изданий Grani.ru, Kasparov.ru и «ЕЖ».

В августе 2016 года Роскомнадзор подал иск к соцсети LinkedIn, посчитав, что она хранила и обрабатывала персональные данные пользователей с нарушением российского законодательства, а также не хранила данные россиян на территории России. Итогом судебного процесса стала блокировка соцсети в Рунете, которая продолжается до сих пор.

В августе 2017 года Роскомнадзор заблокировал SlideShare — крупнейший мировой онлайн-сервис для публикации и просмотра презентаций. За несколько месяцев до этого блокировке подверглось мобильное приложение для голосового общения Zollo, популярное среди российских дальнобойщиков. Это произошло одновременно с акциями протеста водителей большегрузов против ввода в действие системы транспортных сборов «Платон».

С 2018 блокировке регулярно подвергались ресурсы и публикации Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального. В том же году Таганский Суд Москвы по представлению Роскомнадзора вынес решение о блокировке мессенджера Telegram, который отказался передать российским спецслужбам ключи шифрования сообщений своих пользователей. В попытках заблокировать мессенджер Роскомнадзор внес в «черный список» сотни тысяч IP-адресов, принадлежащих облачному провайдеру Amazon Web Services, что привело к временной недоступности тысяч других сайтов для пользователей из России, в том числе сайта «Спектра». В июне 2020 года, после двух лет безуспешных попыток заблокировать Telegram, Роскомнадзор отменил решение о его блокировке. Для этого в Госдуму был внесен законопроект, в комментарии к которому его авторы указали, что продолжение блокировки наносило ущерб «не мессенджеру, а престижу государственной власти»

Глава Роскомнадзора, который пытался запретить Telegram, сам зарегистрировался в мессенджере

От Facebook и Twitter регулятор с 2015 года требует перенести персональные данные российских пользователей на российские сервера. Эти требования до сих пор не выполнены.

Роскомнадзор решил подать в суд на Facebook

В апреле прошлого года Роскомнадзор с различными мотивировками отказался выдавать лицензии на регистрацию СМИ «Газете Гудкова» политика Дмитрия Гудкова, ФБК Навального и «Открытым медиа» Михаила Ходорковского. С 2017 года российские новостные сайты не могут попадать в выдачу новостных агрегаторов, таких как «Яндекс.Новости» и Google News, без наличия такой лицензии.

Закон о СМИ-иноагентах в России был принят в 2017 году, вскоре после того, как Минюст США потребовал от RT America — филиала российской телекомпании — зарегистрироваться в качестве иностранного агента на территории Соединенных Штатов. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, принятие закона стало «зеркальной реакцией» на действия американской стороны.

Роскомнадзор обнаружил нарушения в работе BBC

В настоящее время в реестре СМИ-иноагентов Минюста России находятся 11 изданий, в том числе «Голос Америки» и «Радио «Свободная Европа/Радио Свобода».