Отголоски эха. Радиостанцию "Эхо Москвы" с 32-летней историей решили ликвидировать после блокировки и отключения от эфира Спектр
  • Пятница, 27 мая 2022

Отголоски эха. Радиостанцию «Эхо Москвы» с 32-летней историей решили ликвидировать после блокировки и отключения от эфира

Алексей Венедиктов. Фото TATYANA MAKEYEVA / TASS / Scanpix / Leta Алексей Венедиктов. Фото TATYANA MAKEYEVA / TASS / Scanpix / Leta

Совет директоров «Эха Москвы» принял решение о ликвидации радиостанции, сообщил в своем телеграм-канале главный редактор Алексей Венедиктов (внесен (а) властями РФ в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента).

Кроме того, написал он, Роскомнадзор потребовал от Google удалить из своего магазина приложение «Эха Москвы».

В Совет директоров ЗАО «Эхо Москвы» входят девять человек, в том числе четыре представителя компании «Газпром-Медиа», три представителя журналистского коллектива радиостанции «Эхо Москвы» и два независимых директора, отмечает «Коммерсант».

Вечером 1 марта Генпрокуратура потребовала заблокировать сайт «Эха Москвы» и отключить радиостанцию от эфира. В тот же день Роскомнадзор ограничил доступ к сайту, с эфира «Эхо Москвы» также сняли. Отключен канал радиостанции в «Яндекс.Дзене», заблокирован ее паблик «ВКонтакте».

По мнению Генпрокуратуры, «Эхо Москвы» размещало информацию «с призывами к экстремистской деятельности, насилию, а также заведомо ложных сведений в отношении действий российских военнослужащих в рамках проведения специальной операции по защите ДНР и ЛНР». Также, считает ведомство, радиостанция призывала к «массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности».

Венедиктов тогда заявил, что редакция категорически не согласна с представлением Генпрокуратуры, и отметил, что претензии ведомства «не подкреплены никакими примерами, никакими доказательствами, являются голословными и оскорбительными для журналистов и граждан России».

Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев заявил в свою очередь, что в прямых эфирах «Эха» и «Дождя» (власти РФ внесли эту организацию в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) выступают «такие одиозные персонажи, как Дмитрий Гордон и Виктория Нуланд», которые оскорбляют российскую власть, говорят о ненависти к России и заявляют, что «русские гибнут в бойне непонятно за что»: «То, что мы наблюдали, в лучшем случае — ошибка, а в худшем — пропаганда, оправдывающая действия противников России».

На 2020 год 66% всех акций ЗАО «Эхо Москвы» принадлежат «Газпром-Медиа Холдинг». По данным Медиалогии, в сентябре 2021 года «Эхо Москвы» стала вошла в топ-8 самых цитируемых радиостанций России.

Решение о ликвидации московской радиостанции не означает автоматическую остановку работы региональных радиостанций с тем же названием — они чаще всего принадлежат другим компаниям, а имя и часть эфиров «Эха Москвы» используют по соглашению с «Газпром-медиа», отмечает Радио Свобода. Московская и петербургская редакции заявили, что продолжат работу в социальных сетях и в ютьюбе. Однако «Эхо Севера» сообщило, что «Эхо Москвы — Северодвинск», «вчера ещё вещавшее на прежней частоте, сегодня доступа к диапазону лишилось».

«Эхо Москвы» начало свое вещание в 1990 году. Оно впервые вышло в эфир 22 августа 1990 года в Москве под названием «Радио-М». Станция получила известность во время событий 19—21 августа 1991 года — одной из немногих она выступила против ГКЧП в первые дни. По словам главного редактора Алексея Венедиктова, спецслужбы несколько раз предпринимали попытки отключить радиостанцию от эфира, но её сотрудникам удалось соединить студию с передатчиком через телефонную линию и продолжить вещание.

«Венедиктов по-прежнему обладает самым большим медиа, кроме телевизора, куда я могу прийти. Я не могу игнорировать „Эхо“, да и не хочу», — говорил в 2020 году политик Алексей Навальный.

«На „Эхе“ я могу говорить все, что хочу. Я не знаю, как ему удается договариваться с властями», — отмечала главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац, программа которой выходила на радио 17 лет.

Телеведущая Ксения Собчак называла поведение Венедиктова «веселым жопокрутством», но говорила, что именно оно «позволяет ему сохранить реальную радиостанцию, на которой работают оппозиционные журналисты».

«Радиостанция — важная часть моей жизни, но не единственная. Я не закончу свою жизнь в этом кресле, как вы понимаете», — говорил сам Венедиктов.

Ранее Роскомнадзор заблокировал издание «Тайга.инфо» за использование слова «война» в своих материалах. Также были заблокированы сайт канала «Настоящее время» (власти РФ внесли эту организацию в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента), издания Крым. Реалии (власти РФ внесли эту организацию в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) и New Times, The Village, Дождь и ряд украинских СМИ, в том числе «Интерфакс Украина». Угрозу блокировки получила также Радио Свобода.

Часть сотрудников заблокированного «Дождя» и его главный редактор Тихон Дзядко покинули России из соображений безопасности. «Дождь «заявлял, что строго следует российским законам. «Мы публикуем материалы только со ссылкой на проверенные источники информации — представителей органов власти обеих стран, экспертов с репутацией, крупных политиков и журналистов ведущих изданий обеих стран».

Российские власти требуют, чтобы СМИ называли российское вторжение на Украину «специальной военной операцией».