• Пятница, 15 ноября 2019
  • $63.77
  • €70.47
  • 62.91

«Огромная ценность нашего государства». Куда ушли 3,8 млрд рублей государственных субсидий Первому каналу и прекратит ли «Останкино» свое вещание

Телецентр "Останкино". Фото: Artyom Geodakyan / TASS / Scanpix / Leta Телецентр «Останкино». Фото: Artyom Geodakyan / TASS / Scanpix / Leta

Газета «Ведомости» в понедельник, 28 октября, сообщила о финансовых трудностях телецентра «Останкино», вызванных долгами от Первого канала и его подрядчиков. Гендиректор «Останкино» Михаил Шубин в видеообращении к работникам предприятия заявил, что вынужден начать сокращение сотрудников. Сокращения, в свою очередь, могут привести к сбоям в телевещании и ставят под угрозу эфиры всех клиентов Останкинского телецентра.

«Долг Первого канала пять лет висит над нами дамокловым мечом. И этот меч уже буквально в миллиметре от нашего сердца. Долги канала и его подрядчиков в среднем составляют одну треть — одну четвертую нашего дохода. Три-четыре месяца в год мы не дышим. И мы больше не можем влиять на ситуацию. У нас стала лавинообразно нарастать аварийность. Мы во многих вещах не гарантируем эфир. Под угрозой все наши клиенты», — подчеркнул Шубин.

Он отметил, что главной задачей сейчас видит сохранение телецентра, так как «это огромная ценность нашего государства». Шубин утверждает, что в телецентре оставят «только тех людей, которые напрямую обеспечат его жизнедеятельность и производство». «Все, что не приносит прибыли, будет срезано, и люди уволены», — сказал он.

По словам источника в «Останкино», уже в конце августа—начале сентября было уволено около 200 человек.

Вместе с тем Минкомсвязи пообещали не допустить перебоев в вещании «Останкино». Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство контролирует ситуацию с работой телецентра.

Источник «РИА новости» рассказал, что сейчас «Останкино» пытается решить проблемы с задолженностью в досудебном порядке.

«Останкино» — крупнейший вещательный центр России, его доля на рынке услуг для телепроизводства — 54%. Сдача в аренду помещений и телевизионного оборудования и услуги трансляции сигнала каналов — основной источник дохода телецентра. Его выручка в 2018 г. Составила 6,33 млрд руб., прибыль от предоставления услуг — 695 млн руб., чистая прибыль — 267,5 млн руб.

«Первый канал» последние пять лет убыточен. В 2018 г. его выручка составила 32,8 млрд руб., убыток от продаж — 13,1 млрд руб., чистый убыток — 6,8 млрд руб.

В декабре 2018 года «Останкино» через суд потребовало взыскать с «Первого канала» и его основного поставщика контента «Красный квадрат» долги на 163 млн и 63 млн руб. соответственно. В январе 2019-го долги были погашены, ФГУП отозвал иск.

В 2018 г. государство выделило «Первому каналу» 4,6 млрд руб. субсидий на компенсацию затрат, связанных с распространением программ вещателя в городах с населением менее 100 000 человек. В 2019 г. общий размер субсидий составил 3,8 млрд руб. В 2020 г. Минфин предлагает выделить «Первому каналу» 6,5 млрд руб.

Останкинская телебашня. Фото: Artyom Geodakyan / TASS / Scanpix / Leta

Останкинская телебашня. Фото: Artyom Geodakyan / TASS / Scanpix / Leta

Депутат Госдумы Сергей Обухов в комментарии Накануне.RU сказал, что государственное телевидение в России привыкло жить на широкую ногу, надеясь на то, что государство всегда будет их поддерживать.

«Надо просто понимать, что это за структура — вроде бы государственная, а вроде, и частная лавочка; что из себя представляют все эти проекты, куда уходят деньги, на что, какова реальная стоимость всех этих шоу? Никто толком не занимался аудитом, Счётная палата не проверяла», — отмечает он.

По его словам, проблемы Первого канала вызваны, с одной стороны, комплексом причин — государство урезает расходы, в том числе и социальные. С другой стороны, информационный блок живёт явно не по средствам.

«Они производят выгодный власти контент, призванный убаюкивать граждан — все эти слезливые сериалы и отрыв от действительности. С другой стороны — сплошная антисоветчина, насаждение образа прошлого как сплошной чёрной дыры. И третье — воспевание нынешней власти. Здесь наиболее эффективно оказывается российское телевидение. Я думаю, что это и звоночек господину Эрнсту. Удивительное дело — со времён Ельцина, а у нас уже Ельцин был президентом, потом Путин был президентом, потом место ему грел Медведев, теперь опять Путин, а во главе информационного блока сидят всё те же люди. Так же, как и во главе финансово-экономического блока. СМИ и финансово-экономический блок — это крепости режима, которые падут последними», — считает он.

По состоянию на апрель 2013 года, контрольный пакет телеканала принадлежал государству — 51%, 25% - ООО «РастрКом-2002» («Национальная медиа группа») Юрия Ковальчука, 24% ООО — «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича.