Очередь в кассу. Сторонники Навального обвинили Симоньян, Собчак, Габрелянова, Венедиктова, телеканал RTVI и активиста «Яблока» в получении миллионов рублей от структур московской мэрии Спектр
Вторник, 23 апреля 2024
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

Очередь в кассу. Сторонники Навального обвинили Симоньян, Собчак, Габрелянова, Венедиктова, телеканал RTVI и активиста «Яблока» в получении миллионов рублей от структур московской мэрии

Маргарита Симоньян, Сергей Собянин, Ксения Собчак и Алексей Венедиктов. Коллаж SpektrPress Маргарита Симоньян, Сергей Собянин, Ксения Собчак и Алексей Венедиктов. Коллаж SpektrPress

Гендиректор Russia Today Маргарита Симоньян, ее муж, телеведущий Тигран Кеосаян, журналистка Ксения Собчак и ее муж, худрук театра на Малой Бронной Константин Богомолов, телеграм-каналы и издания Арама Габрелянова, а также бывший главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов получали многомиллионные рекламные контракты от структур правительства Москвы, в том числе в рамках городской программы «Мой район», утверждают соратники оппозиционного политика Алексея Навального, которые опубликовали соответствующее расследование.

«„Мой Район“, выглядящий безобидной городской инициативой, на самом деле черная касса Собянина, и черная касса всей „Единой России“ в Москве. Мэрия переводит туда деньги, огромные деньги: только в 2021 году почти 14 миллиардов», — говорится в расследовании.

Его авторы изучили более 100 000 банковских транзакций этой программы за три года, в том числе в преддверии выборов мэра Москвы в этом году.

«Огромный кусок городских расходов, расходов самых очевидных и логичных, положили в отдельную кубышку и отдали какой-то организации, которой не нужно раскрывать никакие данные, не нужно проводить официальные тендеры на закупки. Она не подотчетна ни муниципальным депутатам, ни кому-либо еще, кроме самого Собянина», — говорится в расследовании.

В нем подчеркивается, что изначально бюджетные деньги получали не только перечисленные медиаперсоны, но в том числе активист московского отделения партии «Яблоко» Кирилл Гончаров, а также телеканал RTVI, который связывали с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Про последний утверждается, что с 2019 по 2021 год на его счета поступило 840 миллионов рублей напрямую от мэрии и полмиллиарда — через фирмы-прокладки, утверждают соратники Навального, отмечая, что это почти 60 процентов бюджета канала. 700 миллионов рублей были выделены на серию из 30 роликов про Москву, которые, как пишет ФБК, не набирали больше 10 000 просмотров. 

Сергей Собянин. Фото Evgenia Novozhenina/REUTERS/Scanpix/Leta

Сергей Собянин. Фото Evgenia Novozhenina/REUTERS/Scanpix/Leta

При этом все перечисленные действовали в рамках контрактов, на платежи по которым ссылаются авторы расследования. В то же время посты и материалы, на которые ссылаются сторонники Навального, не помечались как оплаченная реклама. Про Гончарова авторы публикации отмечают, что он по заказу структур мэрии проводил мероприятия, в том числе онлайн, со средним бюджетом 250 000 рублей.

Расследователи обращают внимание, что десятки видео Симоньян, в том числе ее передача «ЧТД», между сюжетами, которые, в том числе, одобряют российское вторжение в Украину, содержат вставки с позитивным освещением работы московских учреждений. Такие же вставки они обнаружили и в программах, которые ведет Кеосаян.

«Схема очень простая: Мэрия Москвы, точнее программа „Мой Район“, платит подконтрольным Симоньян и Кеосаяну фирмам деньги за проведение информационной кампании. Одна из фирм, студия „Белый Лев“, получила таким образом 185 миллионов рублей», — говорится в расследовании. Также, по данным его авторов, еще 61 миллион рублей Кеосаяну выплатили в качестве оплаты за услуги ведущего и сценариста программы «Снято» — при этом у некоторых ее выпусков на YouTube менее 1000 просмотров. Брату ведущего, Давиду Кеосаяну, за нее же от мэрии достались 56 миллионов рублей, утверждают сторонники Навального. «На еще одну фирму прокладку наши пропагандисты получили от „Моего Района“ еще 104 миллиона. Опять же, за ​​проведение информационной кампании. И вот еще, совсем обнаглевшее, 150 миллионов на прямую от мэрии получила 26-летняя дочь Кеосаяна, Александра», — говорится в материале.

«Всего за бесполезные рекламные ролики в своих передачах и, конечно же, за прославление Собянина в личных соцсетях, семья Симоньян получила 440 миллионов рублей. Полмиллиарда бюджетных денег, из которых 365 миллионов они просто вывели на личные счета», — подчеркивают его авторы.

Маргарита Симоньян. Фото VALERY SHARIFULIN/EPA/SPUTNIK/KREMLIN POOL/Scanpix/Leta

Маргарита Симоньян. Фото VALERY SHARIFULIN/EPA/SPUTNIK/KREMLIN POOL/Scanpix/Leta

Структуры Арама Габрелянова также участвуют в подобных программах, уверены сторонники Навального. Среди вовлеченных в PR-кампанию московских властей ресурсов они называют «Лайфньюз», сайт «Супер» и телеграм-канал Mash, которыми Габрелянов владеет вместе с Максимом Иксановым.

«Эти продажные товарищи под видом обычных новостей и заметок выпустили тонны материалов, прославляющих градостроительный гений Собянина и восхваляющих каждый его чих, — говорится в расследовании. — Везде всенепременно упомянут „Мой Район“, чтобы никто не забыл, это не просто так посадили кусты или построили парк для собак — за все это надо благодарить Сергея Семеновича».

За свои услуги Габрелянов и Иксанов на несколько своих фирм получили из бюджета Москвы почти 300 миллионов рублей за семь месяцев, утверждают авторы расследования.

Еще 40 миллионов бюджетных средств от городских властей получил телеканал «Царьград», принадлежащий православному бизнесмену Константину Малофееву, отмечают авторы материала.

«Итого: 780 миллионов только на Симоньян и еще две пропагандистские помойки. В какое-нибудь другое время и в другом месте, только это бы стало поводом для громкой отставки Собянина и уголовного дела за растрату бюджетных средств», — уверены сторонники Навального.

Они также отмечают, что десятки постов с восхвалением столичных инициатив и лично Собянина появлялись в соцсетях и ресурсах Ксении Собчак. Часть из них содержит личные оценки Собчак, в которых она отзывается о Собянине в лестных выражениях.

«Ее обласканный властью муж, Константин Богомолов, побыл и доверенным лицом Собянина и агитировал так искренне, с таким надрывом, и окупилось — назначили худруком театра на Малой Бронной. Сама же Собчак вступалась за Сергея Семеновича, даже когда в Москве били дубинками женщин и детей, впятером дубасили безоружных протестующих и волокли в спецприемники, любого, кто не согласен», — говорится в расследовании

«У Собянина просто выбора другого не было, говорит Собчак. Это „большая игра“, которую ведут против него люди, которые не хотят видеть его президентом. А зверства ОМОНа, ну, подумаешь», — перефразируют авторы материала журналистку.

«У Собчак есть своя фирма, которая занимается пиаром и рекламой в соцсетях. Обычная коммерческая реклама. Но вот в 2021 году появляется новый неожиданный клиент: Агентство креативных индустрий. Это одно из подразделений департамента предпринимательства мэрии Москвы. Так вот, Собянин заказал у Ксении исследование рынка моды. Вы даже на сайте можете его полистать. <…> Собчак получила за эти слайды 20 миллионов рублей. Это чтобы потом, через несколько месяцев, этим летом, когда она снова вспомнит, что голосовать надо за Сергея Семеновича и обязательно электронно, не было никаких вопросов о конфликте интересов», — написали сторонники Навального.

Ксения Собчак. Фото Evgenia Novozhenina/REUTERS/File Photo/Scanpix/Leta

Ксения Собчак. Фото Evgenia Novozhenina/REUTERS/File Photo/Scanpix/Leta

«То, что вы видите называется телеграм-сеткой. Одно сообщение транслируется совершенно, на первый взгляд, не связанными каналами, и создается впечатление, что все это обсуждают», — констатируют авторы расследования.

Они также утверждают, что сотни миллионов рублей от столичных властей получал и Венедиктов.

«Именно Венедиктов стал главным лицом электронного голосования. Он вообще утверждает, что он его придумал. Потом стал главным лоббистом, уговорил Собянина. А на все претензии по фальсификациям отвечает: а вы ничего не докажете. Докажем. По крайней мере мотивация Венедиктова, то, зачем он фронтирует настоящие преступления, а это точно преступления», — говорится в расследовании.

Они обращают внимание, что у исторического журнала «Дилетант», которое с 2012 года выпускает Венедиктов как частное лицо, есть спецпроект, который называется «Мой Район». Выпусков этого приложения издано уже более 120.

Алексей Венедиктов. Фото Kirill KUDRYAVTSEV/AFP/Scanpix/Leta

Алексей Венедиктов. Фото Kirill KUDRYAVTSEV/AFP/Scanpix/Leta

Компания, принадлежащая Венедиктову, получила от структур мэрии, как минимум, 680,5 миллиона рублей за два с половиной года, утверждают сторонники Навального. Для сравнения они привели годовой бюджет «Эха Москвы» с почти 200 сотрудниками. По их данным он составлял — 516 миллионов рублей. При этом в выписках о платежах, которые приводятся в расследовании не указано, что деньги перечислялись именно на издание упомянутого журнала.

«Другая бездонная дыра по выводу московских денег — это веб-сайт „Дилетанта“, на его техподдержку ушло 44 миллиона, по 1,5−2 миллиона в месяц», — констатируют авторы материала.

Следует напомнить, что сотрудничество с московскими властями, обеспечившее, как минимум, часть бюджета журнала «Дилетант», — не единственный пример официального партнерства Венедиктова с государственными структурами. В частности, структуры «Газпрома» оставались мажоритарным акционером «Эха Москвы» до закрытия этой радиостанции по решению властей вскоре после начала войны в Украине. 

«Какая мораль этой истории? Да, не все люди, которые представляются и кажутся вам союзниками, такими на самом деле являются. Это безусловно грустно и печально. Но нас здесь беспокоит не то, сволочь Венедиктов или нет, продался он полностью или частично, а то, что его руками был окончательно разрушен институт выборов», — резюмируют сторонники Навального.