Фейки и китайские пуховики. Главное из расследования «Медузы» и The Bell о работе Readovka и ее главреде Костылеве Спектр
Четверг, 23 мая 2024
Сайт «Спектра» доступен в России через VPN

Фейки и китайские пуховики. Главное из расследования «Медузы» и The Bell о работе Readovka и ее главреде Костылеве

Фото - партия «Единая Россия» Фото — партия «Единая Россия»

«Медуза» и The Bell выпустили совместное расследование о работе издания Readovka после вторжения в Украину и неудачной попытке ее главреда Алексея Костылева стать поставщиком одежды для Минобороны РФ. «Спектр» пересказывает главное из него.

Readovka запустилась в Смоленской области в 2011 году как паблик ВК, в 2014-м стала полноценным интернет-изданием, а в 2020-м ее главный редактор Алексей Костылев, перебравшийся в Москву, открыл там столичную редакцию. До войны у Readovka была репутация оппозиционного СМИ, там выходили расследования про незаконное имущество депутатов Госдумы и издание даже блокировали.

Алексей Костылев. Скриншот видео Суровый питерский SMM/YouTube

Алексей Костылев. Скриншот видео Суровый питерский SMM/YouTube

После начала вторжения России в Украину Readovka поддержала Кремль и увеличила свою аудиторию в несколько раз (только в Telegram аудитория выросла с 200 тысяч до 1,7 миллиона подписчиков).

«В марте 2022 года наша редакция буквально превратилась в секту. Костылев начал собирать сотрудников и читать лекции о том, что мир после начала войны уже не будет прежним, нужно принять новый ход событий, не задавать вопросов и доверять информации, которую он передает. Костылев всегда хотел быть в центре, а в центре чего — не важно», — рассказал бывший сотрудник издания.

На разных мероприятиях Костылев якобы познакомился с двумя «покровителями» — ведущим ВГТРК Андреем Медведевым и бывшим депутатом Одесского горсовета Игорем Димитриевым. Незадолго до начала войны Димитриев представил Костылева руководящим сотрудникам пресс-службы Минобороны РФ, а Медведев свел его с Владимиром Табаком, главой АНО «Диалог», которое занимается пропагандой в интернете по заказу Кремля.

«В результате знакомства с Табаком Костылев принялся освещать „темник“, поступающий от „Диалога“. В распоряжении авторов расследования есть сообщения от сотрудницы „Диалога“ Дарьи Богдановой, в которых та передает „Ридовке“ список тем к освещению, а также скриншоты рабочего чата редакции с ее сообщением», — пишут журналисты, приводя в пример создание фейкового материала «О разработке ядерного оружия в Украине» и другие события.

Весной 2022 года Костылев после совещания в Министерстве обороны РФ якобы вызвался взять на себя часть поставок теплой одежды для военных на Донбасс. Ему поставили «стартовую задачу» отправить тысячу зимних пуховиков в так называемые ЛНР и ДНР.

Иллюстрация на сайте Readovka к подготовке референдума в ЛНР и ДНР, 22 февраля 2022 года

Иллюстрация на сайте Readovka к подготовке референдума в ЛНР и ДНР, 22 февраля 2022 года

«Тогда же в „Ридовке“ начал работать „военкор“ Михаил Потепкин, двумя годами ранее попавший под санкции США как руководитель компании Meroe Gold, служащей „прикрытием для ЧВК Вагнера“. Потепкин продолжал сотрудничать со структурами Евгения Пригожина и якобы должен был проследить за тем, как идет поставка пуховиков», — говорится в расследовании.

Организовать закупку формы в Китае и привезти ее в Россию Костылев поручил Илье Принцу — мужу шеф-редактора издания Елизаветы Принц, рассказали два источника «Медузы» (один из них раньше работал в издании, а второй занимается закупками китайских товаров и знаком с Ильей Принцем).

В ноябре 2022 года Костылев зарегистрировал два ООО: «Принц корпорейшн» со специализацией на оптовой торговле одеждой и обувью и «Бархат тим» со специализацией на производстве «текстильных изделий, кроме одежды». По данным источников, через эти компании планировалось завозить обычные пуховики из Китая и нашивать на них военные знаки различия.

«По их словам, подряд выглядел перспективно: Минобороны РФ ранее, по данным госзакупок, покупало один комплект теплой одежды для военных по цене от 15 до 100–200 тысяч рублей в зависимости от ткани.

Но к тому моменту, когда команда Костылева завершила переговоры с китайским поставщиком, договорилась об объеме закупки и была готова ее оплатить, Китай стал блокировать вывоз курток цвета хаки в Россию, чтобы не нарушать западные санкции. В результате проект провалился. По словам двух бывших сотрудников, Костылев после этого „ходил с белым лицом“, а Потепкин „был в бешенстве“», — пишут «Медуза» и The Bell.

Потепкин после этого уволился из издания и занялся выполнением подряда для Минобороны РФ с другими поставщиками. Сам он заявил, что работал в издании исключительно в качестве колумниста и «про поставки чего-либо не в курсе».

В пресс-службе Евгения Пригожина заявили, что «Медуза» и The Bell «подпадают под категорию провокационных и вражеских СМИ, поэтому отвечать на их запрос не считают целесообразным». Костылев не стал отвечать на вопросы авторов расследования.

Напомним, в апреле 2022 года Readovka опубликовала фейковое видео с логотипом BBC, в котором говорится, что Украина якобы несет ответственность за ракетный обстрел железнодорожного вокзала Краматорска.