• $56,23
  • €60,32
  • 51,96

Follow @spektronline

Сечин против прессы. Пять попыток главы «Роснефти» наказать СМИ в суде


Текст Дмитрий Хромаков
 10:19, 03.10.2016


Сечин, пожалуй, является рекордсменом по числу судебных споров с журналистами. Фото: Reuters / Scanpix

Глава «Роснефти» Игорь Сечин уже давно ведет бой со средствами массовой информации, публикующими то, что он не хочет видеть и слышать. Иск в три миллиарда рублей к холдингу РБК, о котором стало известно 29 сентября, касается только одного из пяти эпизодов этой медиавойны. «Спектр» предлагает вспомнить остальные.

Дело о зарплате, Forbes

В 2013 году, составляя очередной рейтинг, Forbes назвал Сечина самым высокооплачиваемым топ-менеджером в России — с годовым доходом в 50 млн долларов, или 1,65 млрд рублей по курсу того времени, что в пересчете на дни равняется 4,5 млн рублей. За ним в том списке следовали руководитель ВТБ Андрей Костин (35 млн долларов) и шеф «Газпрома» Алексей Миллер (25 млн). Однако вместо того, чтобы поблагодарить издание за победу над конкурентами, Игорь Сечин в мае 2014 года подал иск в суд о защите чести и достоинства.

До назначения президентом «Роснефти» Игорь Сечин долгое время был ближайшим помощником Владимира Путина. Фото: RIA Novosti / Scanpix

До назначения президентом «Роснефти» Игорь Сечин долгое время был ближайшим помощником Владимира Путина. Фото: RIA Novosti / Scanpix

Помимо информации о доходах, бизнесмена возмутил материал «Последний конкистадор: как Игорь Сечин ведет борьбу за нефтяное господство», в котором речь шла о приобретении им 0,0849% акций «Роснефти» на взятые в кредит деньги «Газпромбанка» и высказывалось предположение о возможной связи заявлений топ-менеджера с падением котировок компании. Все эти сведения журналу пришлось опровергнуть по решению Савеловского районного суда Москвы от 1 августа 2014 года. «Это принципиальный вопрос открытости и прозрачности российского государственного сектора. Дело уже не в Игоре Ивановиче Сечине и компании «Роснефть», сейчас речь идет о трате средств налогоплательщиков и судьбе независимой журналистики», — сказала гендиректор издательского дома «Аксель Шпрингер Раша» Регина фон Флемминг, узнав о судебном вердикте.

Дело о лоббистских возможностях, «Ведомости»

Не дожидаясь окончательного постановления суда по делу Forbes, юристы Сечина решили развить успех, написав исковое заявление в отношении колонки заместителя главреда «Ведомостей» Кирилла Харатьяна уже через 10 дней после ее публикации 16 июня 2014 года.

«…На нынешней своей позиции способности и возможности влиять на принятие основных государственных решений президент Сечин нисколько не утратил: вроде бы «Роснефть» и подконтрольна правительству, поскольку приходится ему «внучкой», — а вроде и не очень-то. Поразительна была, например, история с дивидендами нефтяной госкомпании, которые правительству Дмитрия Медведева хотелось использовать как-то по-своему, да не вышло, пришлось очень долго обсуждать судьбу этих денег; а уж история прошлой недели с налоговым маневром, согласованным было Минфином и Минэнерго, но отправленным в корзину одним росчерком пера (т. е. письмом) президента Сечина, — прямо символ!», — цитирует издание один из фрагментов, которые руководитель «Роснефти» назвал безосновательными обвинениями в нарушении законодательства, запрещающего неправомерное вмешательство в деятельность госорганов.

Доводы ответчика относительно того, что эти и другие слова журналиста являются обоснованным оценочным суждением, суд не принял, встав 26 августа 2014 года на сторону президента госкорпорации. Обжаловать решение не получилось, и редакции пришлось удалить спорные части текста, разместив опровержение.

Дело о доме на Рублевке, «Ведомости»

Ставки в следующей схватке Игоря Сечина и «Ведомостей» оказались выше: истцу удалось обязать СМИ уничтожить весь тираж номера, в котором 20 июля этого года сообщалось о принадлежащих ему 3 га земли на Рублевке рыночной стоимостью в 60 млн долларов.«Судя по спутниковым снимкам, Сечин ведет активное строительство, и его особняк будет как минимум не меньше, чем у [Екатерины] Игнатовой, [супруги гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова, владеет поблизости трехэтажным домом]», — отмечали тогда журналисты. Эти сведения суд 16 сентября счел нарушением права на частную жизнь, согласившись с адвокатами главы «Роснефти». Газета намерена подать апелляцию, а оппозиционер Алексей Навальный тем временем опубликовал снимки участка в Барвихе с воздуха.

Сечин утверждает, что не просил руководство страны обезопасить «Роснефть» от BP. Фото: Reuters / Scanpix

Сечин утверждает, что не просил руководство страны обезопасить «Роснефть» от BP. Фото: Reuters / Scanpix

Дело княгини Ольги, «Новая газета»

Другой скандал, начавшийся прошедшим летом, касался предполагаемой супруги Сечина — Ольги Рожковой, которая, по данным «Новой газеты», взяла фамилию мужа в 2011 году. Основываясь на публикациях из Instagram Рожковой, издание заключило, что яхту St. Princess Olga за 100 млн долларов для своей супруги арендовал или приобрел руководитель нефтяной госкомпании. В обоих случаях, считают журналисты, официальная ежегодная зарплата Игоря Сечина в 12 млн долларов едва ли могла профинансировать такие расходы. Реакция последовала почти мгновенно: 18 августа предприниматель вновь потребовал через суд ликвидировать имеющийся в редакции тираж, назвав его частью заказной кампании. Правда, позднее он исключил это требование из иска, оставив только указание на необходимость опровержения и удаления статьи с сайта.

Дело о деликатной просьбе, РБК

Миллиарды из иска к РБК — это первое материальное требование Сечина в разбирательствах с прессой. В фокусе внимания оказался материал «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP», вышедший 11 апреля. Его авторы утверждали, что президент «Роснефти» предложил правительству запретить инвесторам, которые в ходе назначенной на конец 2016 года приватизации приобретут 19,5% акций нефтяного гиганта, заключать акционерное соглашение с BP либо перепродавать ей бумаги госкомпании, чтобы британская корпорация не получила блокирующий пакет, ведь BP уже принадлежат 19,75% госкомпании. Как утверждают юристы Игоря Сечина, публикация этих слухов нанесла серьезный репутационный ущерб, компенсировать который может сумма в 3,124 млрд рублей.




Комментарии пользователей

Добавить комментарий


Актуальное видео
Крестьяне прифронтовой «серой зоны» боевых действий на востоке Украины потребовали «Хлебного перемирия» от Нормандской четверки, ОБСЕ и «всех, от кого это зависит». Репортаж специального корреспондента «Спектра» Дмитрия Дурнева об этой инициативе из разряда безнадежного крика обреченных.
 09:05, 23.06.2017
Обозреватель «Спектра» Мария Строева поговорила с эстонским предпринимателем Райво Варе и руководителем латвийского аналитического центра Certus Вячеславом Домбровским о том, что изменилось в их странах в экономическом плане в связи с введенными против России международными санкциями и ее ответным эмбарго и как балтийскому бизнесу дальше жить с восточным соседом.
 10:56, 22.06.2017
21 июня СК РФ сообщил о результатах второй экспертизы по делу погибшего в ДТП в Подмосковье шестилетнего мальчика Алеши Шимко, которая снова показала наличие алкоголя в крови ребенка на момент смерти. «Спектр» продолжает следить за странной историей «пьяного» мальчика.
 19:06, 21.06.2017
Банк «Роснефти» получил контроль над банком РПЦ, Приговоренному к тюрьме Лионелю Месси смягчили наказание, Глава Роскомнадзора пригрозил Дурову блокировкой Telegram - и другие события 23 июня
 14:30, 23.06.2017
Ставшего инвалидом подростка признали виновным в ДТП с охранником «Газпрома», Сотрудник ФБК пожаловался в суд на Медведева из-за бана в твиттере, Минобороны обнародовало засекреченные документы о первых днях ВОВ - и другие события 22 июня
 14:24, 22.06.2017
В Большом зале Центрального дома кинематографистов (ЦДК) в Москве прошло прощание с известным российским актером и режиссером Алексеем Баталовым, скончавшимся 15 июня. Как это происходит - в фотогалерее «Спектра».
 13:54, 19.06.2017
...
Новости СМИ2