• $59.14
  • €69.43
  • 51.66

Follow @spektronline

«Россия — как девочка-суицидница». Драматург «Гоголь-центра» о геях в «путинской» России и преследовании Серебренникова

Интервью

Текст Кирилл Гуськов
 16:23, 07.08.2017


Корреспондент «Спектра» Кирилл Гуськов встретился с российским драматургом, сценаристом и журналистом Валерием Печейкиным. Он является одним из ведущих драматургов «Гоголь-центра», автором таких постановок как «Метаморфозы» по Овидию, «Сон в летнюю ночь», а также «Идиоты» по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера, «Девять» по мотивам фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года».

Во время интервью Печейкин и Гуськов поговорили об обысках и уголовных делах в «Гоголь-центре» и продолжающемся преследовании режиссера Кирилла Серебренникова, которого не выпускают из страны, о причинах борьбы с фильмом «Матильда», о Навальном и его предвыборном противостоянии с российскими властями, о границах в искусстве и запретных темах, а также о негласном соглашении между геями и государством.

— Не могу не спросить о том, что происходило вокруг Кирилла Серебренникова, проекта «Седьмая студия» и «Гоголь-центра» — все эти обыски, аресты. Что это было и какую цель преследуют органы?

— Мы сейчас находимся в «Гоголь-центре», где идет спектакль «Кафка». Знаменитый роман «Процесс» Кафки начинается словами: «Видимо кто-то оклеветал Йозефа К., потому что не сделав ничего дурного, он попал под арест». И на протяжении всего романа Йозефу К. не сообщают, что он сделал. В конце концов ему удается узнать, что из его ситуации есть только пару возможных исходов и самый вероятный из них — «волокита». Это мы сейчас и наблюдаем: дело началось как пожар, а затем стало тлеть. И все мы к этому привыкли, даже отправились в отпуск. Вернемся из отпуска, пойдем на работу и обнаружим, что с этим вроде как можно жить. Так и Йозеф К. был удивлен, когда следователь не запретил ему ходить на работу, выяснилось, что «процесс» практически ни на что не влияет.

— Условное «дело Серебренникова», борьба с фильмом «Матильда», запрет оперы «Тангейзер» и многие, многие другие вещи. О чем это все говорит? Какой сигнал посылают власти обществу? 

Православный активист Дмитрий Энтео у здания Гоголь-центра. Фото Sputnik/Scanpix

Православный активист Дмитрий Энтео у здания «Гоголь-центра». Фото Sputnik/Scanpix

— Это такой подростковый возраст, когда х** растет быстрее, чем мозг. Так и у общества сейчас тестикулы растут быстрее, чем IQ. Только я не буду уточнять, кто в этой истории какой представляет орган. И это на самом деле неважно. Важно, что сейчас наши «внутренние органы» во внутреннем конфликте. И для этого национального пубертата типично появление суицидальных наклонностей.

То, что в интернете получило формулу: если вы не снимете санкции, то мы начнем бомбить Воронеж. Причинение увечий своим гражданам — это сигнал не от властей обществу, а от его воспаленной части всему миру, который в этой истории равен Богу. Это как девочка-суицидница, которая в очередной раз ложится в ванну и медленно режет себе руки. Медленно, потому что она дает шанс мирозданию проявить себя: прийти и спасти девочку. Родители, парень, одноклассники — все должны явиться к девочке в ванну и долго с ней разговаривать. Так что, все названные дела — это такое вот шрамирование, чтобы на девочку-Россию наконец обратили внимание.

— Я сейчас задумался, власти — это кто на самом деле?

— На мой взгляд все довольно просто. Власть — это один человек и зовут его Владимир Путин. Конечно, он не может и не должен решать все дела в стране, но на нем одном сконцентрировано невероятное количество нервных узлов. Путин на самом деле очень похож на «власть на местах», это такая «средняя температура по больнице». Сегодня Путин равен власти, равен государству. Я думаю, что ему самому нравится это слушать: «Владимир Владимирович, вы — это Россия». Более того, он так себя и позиционирует. Так ему нашептали его советники, и он с этим согласился.

— Мне иногда кажется, что большинство людей в России относится к власти, к Путину как к солнцу. Оно движется по небосводу, и ты никак не можешь на него повлиять, поэтому нужно заниматься своей жизнью и не тратить ее на митинги.

— Так и было до последнего времени, но Навальному удалось растормошить многих людей. Навальный с фильмом про Медведева и Собянин с реновацией смогут радикализировать народ.

Алексей Навальный, Фото REUTERS/Scanpix

Алексей Навальный, Фото REUTERS/Scanpix

— Одним из успехов Навального называют то, что он смог через интернет снизить эффект от контроля над массами через телевизор. Вы с этим согласны?

— Да, и он делает это, несмотря на «зеленку».

— Вы бы проголосовали за Навального?

— Сейчас да, но его не допустят до выборов. А каким будет Навальный, когда его допустят, каким буду я — это знают, наверное, только в «Битве экстрасенсов».

— «Любое художественное высказывание политично по своей природе, и это вовсе не является проблемой, поскольку в XXI веке жить без политики — все равно что без воздуха», — говорит публицист Андрей Архангельский. Искусство может быть вне политики?

— Может, но быть вне политики — это тоже политическая позиция. Даже если я занимаюсь снегом, дождем, переменой климата, то и тут можно увидеть, как эта тема связана с политикой. Климат связан с экологией, а экология с производством, а производство связано с политикой. Так от взмаха крыла бабочки дойти до муниципальных выборов.

— Есть у вас какие-то границы в искусстве? Должны ли они быть?

— У меня они есть, потому я гражданин России и живу по Конституции и законам. Но в искусстве их не должно быть.

— Все, что угодно, можно ставить на сцене?

— Придумывать границы в искусстве это как продавать участки на Луне. Поймите, Луна и искусство — это другая планета, она никому не принадлежит. Вот Ян Фабр, например, там уже живет, на Луне.

— Можно ли сказать, что театр и кино сейчас на подъеме?

— В театре много интересных вещей происходит. В кино меньше, потому что оно дороже. Театр просто более свободное пространство, чем кино, потому что в кино есть институт продюсерства. Ведь фильму могут не дать прокатное удостоверение, например.

— В России кино и театр могут существовать без финансирования со стороны государства?

— Вряд ли. Это как перейти с центрального отопления на индивидуальный котел.

— Какие сейчас запретные темы в театре?

Украина, теракты и личная жизнь Путина. Ну и время от времени «пропаганда гомосексуализма«. Таких запретов, пожалуй, нет только в Театре.doc.

— А Чечня?

— Чечня —это тоже в категорию «теракты«.

— Почему так?

— Об Украине не говорят, потому что тема считается неоднозначной. О терактах не говорят, потому что страшно и не существует языка для говорения, а о личной жизни Путина не говорят, потому что не интересно. Ну и там все понятно, на самом деле.

— Последнее время многие говорят, что российская власть превращается в гопника.

— Согласен, но это меня расстраивает, но не удивляет. А вот расстраивает, например, русский рэп, который эту тему перепроизводит. Когда я увидел клип НоГГано “Барыгу долбить” и подумал: «Ну сколько же можно!»

— Это и есть наш культурный экспорт?

— Увы, да. Гопники это наша Нокиа. У них миллионные просмотры. Стыдно.

— Но есть Серебренников, который производит смыслы.

— Это так, но как в известном стихотворении: «Только этого мало». Не могут Серебренников и Пушкин отдуваться за всех нас.

— Валерий, вы — открытый гей. Объясните мне одну вещь, у нас «скрепы», Милонов, Мизулина, многочисленные сообщения в СМИ о насилии над ЛГБТ, а с другой стороны раскрашенные звезды-мужчины на ТВ, гей-клубы Москвы и Санкт-Петербурга полны. Что это за политика властей? Делай все, что хочешь, но только дома? Одни правила для «звезд»,  а другие  — для всех остальных?

Депутат Госдумы Виталий Милонов часто выступает против представителей сексуальных меньшинств. Фото TASS/Scanpix

Депутат Госдумы Виталий Милонов часто выступает против представителей сексуальных меньшинств. Фото TASS/Scanpix

— Ну да, у многих мужчин-геев есть жены-«бороды». Это своеобразная дань, которую они выплачивают, чтобы вести бизнес. В целом геи в России согласны с властью. Условия простые: не говоришь о себе и получаешь право на существование. Геи приняли эти условия. Ну а тут, как говорится, не жалуйтесь теперь. Но они и не жалуются, в общем-то. Их можно было бы понять, если бы свое молчание они обменяли на хорошие дороги, образование и медицину.

И я бы с удовольствием тут молчал. Я обожаю молчать! Но я не молчу, потому что другая сторона обманывает, потому что договор «стабильность в обмен на невмешательство» между нами и государством постоянно нарушается последним. Но народ молчит, он терпеливый, а геи — самая терпеливая часть народа.

— И власть им пока не мешает. У меня ощущение, что их вообще не коснулся закон о гейпропаганде. Они рады тому, что занимаются любовью и ходят в клуб. А все остальное их не волнует.

— И пусть. Я им желаю жаркого адского пламени. Но жаль, конечно, что все так случилось. Власть потеряла геев, которые в том числе являются ее электоратом. Более того, сам вопрос получил больше политического капитала. Но насколько прекрасен наш народ, ведь даже после того, как Путин зачморил геев и отказался идти с ними в душ на подводной лодке, они его продолжают поддерживать. Это невероятный христианский подвиг.

Власть же сделала ошибку, когда был принят антигейский закон. Я думаю, что и Владимир Владимирович считает, что это было ошибкой. Этот закон ничего не дал, он никого ни от чего не спас. Теперь он как заноза в… в ноге.

— Когда у нас будет возможно на ТВ признаться в гомосексуальности?

— Ну… Когда, вероятно, у нас будет голографическое телевидение. Лет через сто.




Комментарии пользователей (всего — 6)
Дмитрий Гаврилов (опубликовано 2017-08-09 16:13:01)
Ну наконец-то и от геев мнение о том, что поделом в итоге будет конформистам. P.S. Экий заповедник дежурной ваты в каментах
Виталий Седин (опубликовано 2017-08-09 12:48:13)
Дык пусть интеллехтуалы и содержат ентот Моголь-Центр - при чем тут деньги тех самых бабок, которым и так пенсии не хватает? А вообще красиво так - я интеллехтуал, а вы все быдланы и ну-ка быстренько гоните мне бабло, за которое вас накормлю отборным дерьмом, ИЧСХ так бы это все и продолжалось, не начни енти интеллехтуалы банально и нагло воровать в особо крупных. Ну дык наглеть не надо было, жадность фра... извините интеллехтуала сгубила. Двести миллионов госбабла - вы там совсем фалломорфировали?! А самое забавное, что одновременно те же самые интеллехтуалы поддерживают Главборцуна с Коррупцией в Этой Стране. Как там он любит говорить - "пчелы против меда"(с)? Вот пилять в самую точку!
Dmitry Sazonoff (опубликовано 2017-08-09 11:30:50)
И кстати твой "народ" о которым пекутся твои ятрышки не обладает единым головным мозгом. Есть вопросы - открываем книгу Айн Рэнд - "Atlas shrugged"!
Dmitry Sazonoff (опубликовано 2017-08-09 11:29:21)
Детка, в Гоголь-центр ходят интеллектуалы, а бабки пусть жрут свои пенсионные деньги. Искусство не для народа!
Dmitry Sazonoff (опубликовано 2017-08-09 11:27:38)
Во власти у нас два гея - Председатель Сбербанка Герман Оскарович Греф и журналист Вячеслав Володин.
Виталий Седин (опубликовано 2017-08-08 13:39:15)
Классика жанра: элегантно уйти в Кафку от неудобного вопроса о причинах кипиша вокруг Моголь-Центра и устроить очередной трындеж на тему "Тяжелой Судьбы Свободной Креативной Личности в Этой Стране". Патамушта опять народ неправильный достался и власть плохая. При том, что неправильный народ платит налоги, а плохая власть из этих налогов содержит в т.ч. и Моголь-Центр. Который мало того, что генерит лютый трэш и порнографию (по мнению неправильного народа), так в нем еще и банально тырят деньги (заработанные все тем же неправильным народом и распределенные плохой властью). Особо пондравилось когда открыто были обозначены и прокомментированы "запретные темы в искусстве". Дык может тогда они не такие уж и запретные? Или вот на Западе никто "запретные темы" не обозначает - это потому что их нет, или по причине т.н. "политкорректности"? А если по причине "политкорректности", то значит такие темы таки есть? Вопросы, вопросы... Та же фигня с ориентацией собеседника - вроде изначально его именуют "открытым"... ну этим... как их еще..., а вот - "геем", а потом вдруг вопрос - а когда можно будет открыто по ТВ заявить о своей ориентации? Так он вроде это уже сделал, не? Раз "открытый"-то? Или если не по ТВ, то нищитова? А че ТВ ограничиваться-то? Берите ширее - пока в каждому Представителю Неправильного Народа Этой Страны не бросят соответствующее заказное письмо с уведомлением, и он за него не распишется, то считать что права этих... как их там... а, вот - "геев" в Этой Стране попираются самым вопиющим образом.

Добавить комментарий


Актуальное видео
22 августа художественному руководителю «Гоголь-центра», режиссеру Кириллу Серебренникову предъявили обвинение в мошенничестве на 68 млн рублей. «Спектр» решил вспомнить, как развивались события вокруг уголовного дела о хищении выделенных на проекты Серебренникова средств - от обыска в «Гоголь-центре» до задержания Серебренникова.
 18:07, 22.08.2017
В Ростове-на-Дону выгорели около 100 жилых домов, в связи с чем в городе введен режим чрезвычайной ситуации. Местные жители рассказали о поступавших ранее угрозах поджога, а власти говорят, что причиной возгорания стало короткое замыкание. Только утром во вторник МЧС признало версию поджога основной. «Спектр» сделал подборку фото и видео с места происшествия.
 18:51, 21.08.2017
17 августа в центре города на многолюдной улице Ла-Рамбла в туристическом центре Барселоны микроавтобус врезался в толпу прохожих, в результате чего 13 человек погибли, около сотни пострадали. Полиция уже признала произошедшее терактом. «Спектр» вел текстовую онлайн-трансляцию.
 19:14, 17.08.2017
Forbes опубликовал список самых высокооплачиваемых актеров года, Кириллу Серебренникову предъявили обвинение в мошенничестве, МЧС назвало поджог причиной пожара в Ростове-на-Дону - и другие события 22 августа
 14:15, 22.08.2017
16 августа начался судебный процесс по делу экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиненного в получении взятки в два миллиона долларов. Несмотря на то, что первое заседание было отложено до 1 сентября, подсудимый успел обвинить главу «Роснефти» Игоря Сечина в провокации взятки и рассказать о чтении произведений Антона Чехова.
 14:25, 16.08.2017
В США скончалась известная российская актриса Вера Глаголева. Ей был 61 год. «Спектр» подготовил фото- и видеогалерею памяти Веры Глаголевой.
 16:28, 16.08.2017
...
Новости СМИ2