• $56,23
  • €60,32
  • 51,96

Follow @spektronline

«Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь»


Текст Людмила Петрановская
 13:40, 01.06.2016


Людмила Петрановская. Фото Евгения Раздобарина для «Спектра».

В День защиты детей принято отчитываться о достижениях и писать о том, что еще предстоит сделать ради них. Но мне хочется сегодня поговорить о том, о чем сложно и не очень хочется думать. О том, что у стремления защитить детей и позаботиться о них, об их безопасности, здоровье, нравственности, будущем, есть теневая сторона.

Сеанс черной магии с последующим разоблачением

Как еще описать эффект от потрясшей многих российских родителей статьи в «Новой газете» о подростковых суицидах?

Необъяснимые смерти детей из благополучных семей, таинственные киты, уходящие в небо, культ «сетевой святой» Рины, кадры изрезанных рук, телефонные звонки перед смертью, жуть наводящая «Ева Рейх»… Что за черные властелины и гаммельнские крысоловы, не имеющие ни лиц, ни имен, уводят за собой наших детей в «иную реальность», в «постижение истины», «в небо» – а на самом деле в бессмысленную и безвременную смерть?

Автор этого нашумевшего материала — Галина Мурсалиева — выступила в роли доктора Ватсона, который сам был под впечатлением мрачных туманов и жутких легенд Девонширских болот, и читателей мастерски загнал в это состояние. У всех уже коленки тряслись в ожидании жуткой потусторонней твари, прячущейся за клубами тумана. А потом пришел скучный Лестрейд в образе молодых журналистов из Ленты.Ру и все испортил. Они, а за ними и еще многие, в один день без всякой мистики и «многомесячного погружения» докопались до того, до чего, собственно, абсолютно всегда докапываются все, расследующие разного рода «клубы самоубийц». «За занавесом» неизменно оказываются либо мошенники, пилящие на горячей теме свою денежку, либо нарциссы-социопаты, компенсирующие свою жизненную неудачливость и непопулярность властью подобного рода. Некоторые из них уже задержаны, они и не прятались особо, охотно делились с журналистами восторгом, что всех «надули» (другое слово). Другие начали тут же выкручиваться и зачищать следы. Естественно, сами «воландеморты» всегда цепко держатся за жизнь и благополучие, и не считают все сущее, особенно славу и деньги, не стоящей внимания суетой. Потом и Еву Рейх нашли – «черной госпоже» 13 лет, город Омск, реакция: «ачетакова».

Было много споров о самой статье. Восхищались, ругали. Противопоставляли «профессионализм» Ленты «алармизму» Новой. Мне не кажется, что тут есть однозначный ответ.

Статья в Новой – безусловно, что угодно, только не журналистское расследование. Но это, увы, не единственный пример, когда у журналиста этого издания есть яркая позиция, мнение и впечатление, а значит, взвешенная работа с фактами уже не нужна.

С другой стороны, не будь «черной магии» в статье, не было бы двух миллионов просмотров, – не вскинулись бы разом все коллеги по цеху и не сделали бы за день то, что Мурсалиева не смогла/не считала нужным сделать за несколько месяцев. Не задумались бы тысячи родителей подростков о состоянии своих детей, об отношениях с ними. Так что, если исходить из оценки произведенного эффекта, статья несомненно «выстрелила». И зацепила те пласты темы, которые в подчеркнуто здравых «лестрейдовских» материалах совсем не звучат: что с детьми-то происходит? Пусть «за занавесом» – всего лишь закомплексованные недоумки, но дети-то почему ведутся на все это? Почему уходят из жизни, в которой у них все есть, чтобы жить и радоваться – семья, школа, удовольствия, перспективы?

Все не так, как на самом деле

Сначала доразгоним морок. Любой ребенок гораздо больше зависит от ближайшего окружения в реале, чем от тайных сообществ в Интернете. В подавляющем большинстве случаев суицидальным попыткам предшествуют серьезные конфликты с родителями, учителями или сверстниками, депрессивные эпизоды, эмоциональные потрясения, развивающиеся зависимости и пищевые расстройства. Статистика однозначно указывает, что Интернет не только не является фактором, провоцирующим рост подросткового суицида, но скорее дает обратный эффект. Степень охваченности населения Сетью обратным образом коррелирует с количеством суицидов вообще и подростковых в частности. Зато прямо с ним коррелирует уровень нищеты, общей неустроенности, семейного насилия, а также низкое качество образования и отсутствие социальных лифтов. Просто о гибели пятнадцатилетнего наркомана из нищего рабочего пригорода никто не напишет в центральных газетах. Попытку повеситься девочки, замученной домогательствами отчима, окружающие ее взрослые назовут «дурью» и не то что к психологам – даже к врачам не побегут, и ей запретят.

Это не значит, что в подавленном состоянии не могут быть дети из «хороших семей», не страдающие от насилия и имеющие заботливых и любящих родителей. Даже из статьи Мурсалиевой, в которой упорно проводится мысль, что дети – «жертвы китов» изначально были благополучны, видно другое. Только один факт: погибшая девочка так переживала из-за фигуры, что давно уже ела только салаты. Это говорит о том, что у ребенка было как минимум устойчивое пищевое расстройство, один из маркеров повышенного суицидального риска. Понятно, что родным погибшего обычно проще смириться с обстоятельством непреодолимой силы – зомбированием через Сеть, — чем с мыслью о том, что ребенку и прежде было плохо. Но в подавляющем большинстве случаев то, что дети состояли в суицидальных сообществах, было следствием их состояния, а не причиной.

Да, сегодняшние дети ищут все ответы в Интернете. В том числе и ответ на вопрос «что делать, если хочется сдохнуть?». Но сам вопрос у них появляются в реале. Манипуляции с цифрами вроде «130 детей из покончивших с собой состояли в группах про китов» – не более чем манипуляции. А еще 200 из них ходили с родителями в церковь, 350 смотрели телевизор и уж точно все 400 ходили в школу. Что ж теперь школу запретить?

Это никак не снимает ответственности с тех, кто мог в подобных сообществах подталкивать подростков к переходу от суицидальных мыслей (которые почти возрастная норма) к суицидальным намерениям и попыткам. В сообществах на это работают и нормализация и поэтизация самой идеи, с использованием музыки и визуальных образов, и конкретные ноу-хау, и групповое давление «а давайте все вместе», «кто не струсит». Модераторы-социопаты тоже могут быть весьма искусными манипуляторами. Это серьезно, и привлечение к ответственности тех, кто «шутил» и «флешмобил» подобным образом, очень важно, как и распространение информации о цене подобных методов самопиара.

Но не надо себя обманывать, что все сводится к «зомбированию в Интернете». Это тот случай, когда мистический ужас мешает видеть положение дел. А оно таково, что факторов, повышающих риск суицидального поведения подростков, полно и без всяких китов и бабочек. Статью пообсуждают и забудут, а факторы останутся.

Не будь таким = не будь

Подростковый возраст дается человеку, чтобы сформировать идентичность, ответить себе на вопросы «кто я? какой я? чем отличаюсь от других?». При этом самооценка и Я-концепция еще ломки и хрупки, отвержение и критика переживаются крайне болезненно. Поэтому одним из серьезных факторов риска становится любого типа хейтерство – ненависть и травля тех, кто… неважно что. Что-нибудь.

Один из самых мощных хейтерских трендов последних лет в России стала гомофобия. Она была намеренно раскручена и даже закреплена в законе, запрещающем называть гомосексуальную ориентацию вариантом нормы. В результате уязвимы оказались не только дети с гомосексуальной ориентацией или с неустоявшейся ориентацией, но и буквально все подростки – ведь про каждого можно сказать, что он «гомик» и начать травить. Сама эта возможность висит в воздухе. Подобные случаи мне рассказывали даже родители детей, еще не закончивших начальную школу. Причем сами они обычно в первую очередь пугаются, что это правда, а уже во вторую – что ребенка травят. Еще 10 лет назад такого не было.

При этом тема стала табуирована, все способы профилактики гомофобной травли перекрыты, про это больше нельзя издавать книги для подростков, проводить беседы, проект «Дети 404» методично уничтожается. Закон полностью парализовал любые способы работать с гомофобией среди подростков и почти любые способы поддержать и защитить того, кто стал жертвой травли. Его разрешено только пожалеть, как больного, и посоветовать ему не афишировать свою ущербность. Скольким детям этот закон стоил жизни, мы никогда не узнаем – ведь они «не афишировали». Один из его авторов, Елена Мизулина, жаждет изменить теперь и другой закон, чтобы можно было привлечь к ответственности 13-летнюю Еву Рейх. Задумывается ли она о собственной возможной ответственности за подростковые суициды?

Другой яркий пример хейтерства, перед которым особенно уязвимы девочки – статьи, сайты и блоги, продвигающие фетиш худого и спортивного тела. Образ тела играет очень важную роль в общем чувстве удовлетворения жизнью. Подростки с их быстро меняющимся телом и так склонны к дисморфофобии (неприятию своей внешности), а тут еще им из каждого утюга внушают, что «с толстой попой жить нельзя». Подозреваю, что хамоватые похудательные гуру отправили на тот свет намного больше подростков, чем суицидальные сообщества. Анорексия убивает вернее, чем вскрытые вены, а булимия подталкивает к суицидальным попыткам. От мыслей «хочу, чтобы меня было меньше», «я отвратительно выгляжу, на меня противно смотреть, я такой никому не нужен» очень легко перейти к «хочу, чтобы меня не было».

Проблема еще в том, что если от призывов лечь на рельсы родители приходят в ужас, то идея сесть на диету и заняться спортом им кажется вполне здравой. То, что за этим часто стоит неприятие себя – первый шаг к суициду – они не замечают. Или того хуже – начитавшись мадам-траумелей, с тем же хамством и категоричностью начинают транслировать дочерям ненависть и презрение к их телу. «Ну и что ты так вырядилась, с твоей-то жирной задницей? Положи на место печенье, скоро в дверь не пролезешь. Нельзя так распускаться, пора следить за собой!» – увы, я точно знаю, что такое день за днем слышат от собственных родителей девочки из самых разных слоев общества. Их родители уверены, что любят и заботятся, что хотят как лучше, что «она же сама потом будет расстраиваться; лучше пусть услышит от меня, чем от молодого человека; это мой долг ее предупредить». Хотя вообще-то долг родителей – донести до дочери, что услышав от молодого человека хоть раз требование изменить внешность и унизительную критику, нужно разворачиваться и уходить. Потому что это первые признаки насилия, и скоро можно обнаружить себя с упругой задницей и битой мордой.

Можно привести еще множество примеров, когда семья и социум посылают подросткам мощное жестокое послание: не будь таким, какой ты есть. Если ребенок чувствителен, если поддержки у него мало, он слышит в этом: не будь. Лучше бы тебя – такого – не было. Может кто-нибудь объяснить, почему нас до трясущихся рук пугают «киты в небе», а все это кажется нормальным и даже «полезным»?

Тлен и безысходность

Подросткам предстоит проститься с детством и выйти во взрослую жизнь. А в ней куда-то стремиться, чего-то добиваться, реализовывать безумные идеи, покорять вершины. В теории. На практике огромное число детей выходят в жизнь, понимая, что их не ждет ничего хорошего и интересного. Что они слышат от своих взрослых об этой жизни? Работа достала, начальник идиот, все задолбало, денег нет, бьешься как рыба об лед и все без толку. Наша взрослая жизнь предстает перед ними бессмысленной тоскливой чередой дней, посвященных всякой дурацкой суете. Эта жизнь требует от людей вовсе не борьбы и поиска, а конформизма, прогиба, отказа от самости, от самореализации ради того, чтобы год скоротать и ипотеку выплатить. И вот ради этого им нужно взрослеть, очень много учиться и стараться, чтобы впрячься в эту лямку и почитать за счастье протянуть ее лет 60? Правда, что ли?

Мы сами не замечаем, как наша привычка всегда ныть и жаловаться, никогда ничего не пытаясь изменить, готовность отказываться от своих смыслов и ценностей формирует у детей образ большого мира как филиала ада, бессмысленного и бесконечного. И что тогда есть смерть, если не побег из этого ада? И что может быть плохого в побеге из ада?

Живущему в таком настрое подростку очень сложно что-то противопоставить доморощенной суицидальной философии. «Держаться за жизнь глупо, ведь это сплошная серость и скука, посредственный мир для посредственностей» – ну да, все так и есть. Сама мама сказала. Она тоже уже давно не живет.

В матрице

Есть старый анекдот:

Семья пришла в ресторан, официантка обращается к ребенку:

– Что для вас, молодой человек?

– Гамбургер и мороженое, – отвечает мальчик

Тут вмешивается мама:

– Ему салат и куриную котлетку, пожалуйста.

Официантка, продолжая смотреть на мальчика:

– Мороженое с шоколадом или с карамелью?

– Мама, мама! – кричит ребенок, – Тетя думает, что я настоящий!

Мы очень любим наших детей. Мы хотим для них всего самого лучшего. Мы волнуемся о них. Мы хотим быть уверены, что с ними не случится ничего плохого. Мы заботимся о них. И делаем это так хорошо, что они уже не уверены, что существуют.

С начала нынешнего века произошло многократное усиление контроля за детьми. Мы отслеживаем их мобильники. Они выходят из школы строго по пропускам. С ними больше не может пойти в поход учитель – согласование и оформление бумаг займет вечность. Они больше не могут сами гулять во дворе, почти полностью лишены свободной игры – только перемещаются от кружка до секции в сопровождении бабушки или няни. Любое происшествие, связанное с детьми, вызывает массовую истерику и поиски виноватых. Немедленно начинается сбор подписей, требующих наказать, запретить, исключить повторение. Немедленно вылезают депутаты и прочие начальники с идеями «создать систему контроля» и «ужесточить ответственность». Количество проверок любых детских учреждений растет с каждым годом, количество запретов и предписаний тоже.

Дай нам волю, мы бы завернули их в вату и продержали до 20 лет, или – еще лучше – засунули бы в капсулы, как в фильме «Матрица», и чтобы к ним по трубкам шли питательные вещества и знания.

Подросткам это все особенно тягостно. В коллективном бессознательном заложено ожидание инициации: испытаний для проверки на право быть взрослым, путешествия в иной мир, диалога со смертью. Ребенок всегда может спрятаться от своих страхов в объятиях родителя, подросток жаждет узнать, чего стоит он сам. Но родители волнуются, педагоги не хотят отвечать, и в качестве инициации мы готовы предоставить им только ЕГЭ. 

Тема смерти табуирована. Как думаете, многие ли школьные психологи и учителя решились поговорить с детьми о суицидах, прочитав статью в Новой? Я сомневаюсь, потому что если разговаривать всерьез, а не просто нотацию прочесть, нужно начинать со слов вроде: «Думаю, многие из вас иногда испытывают желание умереть или сделать что-то очень опасное, и это нормально». Кто на это решится? 

Подросткам не с кем об этом разговаривать, мы пугаемся, пьем корвалол и напоминаем, что уроки не сделаны. Они идут в зацеперы и стритрейсеры, душат друг друга шарфиками и режут руки. Не имея свободного детства, они дорываются до свободы в тот момент, когда мы физически теряем возможность их контролировать, и оказываются не готовы к этим возможностям, часто не способны оценить риски и предвидеть опасности. После каждого «эксцесса» мы ищем, что бы еще запретить и ограничить. Сейчас начали отбирать гаджеты и читать профили. Чем больше мы обрываем телефоны своими тревожными звонками, тем больше им хочется выключить звук вовсе. Чем больше мы упрекаем и проверяем, тем меньше между нами доверия, тем сильнее их желание вырваться из-под колпака. Вплоть до крайних форм бегства от этого всего – в смерть.

Мы не слышим, не видим их, считаем их желания и чувства «блажью», не верим, что они настоящие. Их не спрашивают, за них все решено, все ходы расписаны, мы ждем, что они будут соответствовать. В итоге они чувствуют, что мертвая девочка Рина, которая оторвалась от контроля и ушла жить в Сеть, существует в гораздо большей степени, чем живые они. Она есть, а их нет.

Я попросила пятнадцатилетнюю дочь и ее подруг написать, что они думают обо всем этом. У них хорошие семьи и хорошая школа. У них нет депрессий и зависимостей. Вот их текст, почти без изменений:

Перед подростком стоит миллион задач, миллион вопросов, на которые он должен для себя ответить, и единственный способ это сделать – получить жизненный опыт. А жизненный опыт нельзя получить, не имея свободы. Нельзя понять, кто ты, сидя дома за компьютером или за партой на уроке, а ведь многие родители не оставляют подросткам другой альтернативы.

В мелочном стерильном мире взрослых не может быть ни борьбы, ни свободы – за что бы ты ни боролся, все взрослые тебе в один голос скажут «не майся дурью», «зачем тебе это?», «не возникай, и без тебя проблем полно», «нечего тут рисковать зря, делом займись». От тебя требуется только нормально учиться и вовремя приходить домой, лишь бы не расстроить любимую мамочку.

Да, блин, у нас все шансы попасть в опасную ситуацию – на улице попадаются бешеные собаки, наркобарыги, маньяки, пьяные водители и прочее, так было всегда, и лучше не стало, но зато (спасибо вам большое!) у нас нет возможности попасть в ситуацию, где что-то зависело бы от нас. Нам не приходится делать выбор, мы не рискуем, не ищем, не живём. Мы учимся, убираем комнату и, если повезёт, иногда получаем возможность выйти из дома под предлогом посиделок с подружкой в известной родителям кафешке, чтобы отзваниваться о каждом шаге и возвращаться в строго определённое время.

Больше всех это касается нас, девочек, ведь это наша свобода обычно состоит в том, что мы можем выбрать, делать сначала английский или химию. Это дерьмово, но мы сумели найти лазейку для своей жизни. У нас есть Сеть – всё-таки что-то вроде свободного общения, какая-то надежда, что где-то в отдалённом уголке Сети найдётся вдруг что-то реально интересное. В реальной жизни от нас не хотят, чтобы мы кем-то были – идеальный ребёнок не думает, не сомневается, не совершает ошибок – а в Сети мы можем решить, кем будем. Это не то, что понять, кто ты, решая самые важные вопросы в жизни, отстаивая себя и свои убеждения, находя и теряя новых людей, вступая в конфликт и учась из него выходить, но это, в принципе, сходит. Нормально. Так сделали бы все, если бы реальная жизнь была под запретом. И, блин, даже если бы действительно существовали всякие секты с чокнутыми маньяками, которые раздавали бы номера и квесты и пичкали нас всяческой таинственностью, то эти девочки, которым не дают ни глотка свободы и которые ещё не научились безукоризненно врать своим родителям каждый день, были бы просто САМЫМИ ПЕРВЫМИ, кто повёлся бы. И они бы САМЫМИ ПЕРВЫМИ прыгнули с крыши – вместе с подростками, у которых действительно невыносимая жизнь, адские проблемы с родителями и всё такое прочее. А что важного они теряют, эти домашние девочки? Возможность делать уроки ещё несколько лет? Свою личность? Ничего подобного, они ведь ещё не знают, кто они, они только слышат, что о них говорят другие. Их самих давно нет. А тут предлагают Сеть для подростков закрыть, каждое сообщение контролировать. Да мы тогда все с крыш полетим, понимаете?..»

© искренне ваши, домашние девочки

* * *

«Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь», – сказал сто лет назад Януш Корчак, и за эти сто лет все стало еще серьезнее. Чем благополучнее мы живем, тем меньше хотим страдать. Тем больше контролируем и стелем солому стогами и вату слоями. Мы не хотим иметь ни малейшего риска, перекрываем все лазейки для смерти – а она вдруг оказывается прямо в сердце так рьяно оберегаемого ребенка. Мы можем защитить ребенка от чего угодно, только не от него самого. Если только мы не готовы сделать ему лоботомию – ради его безопасности. И, мне кажется, именно осознание этой истины лежит в основе того ужаса, в который ввергла родителей статья в Новой. Нам придется научиться с этим жить, если мы хотим, чтобы наши дети жили.




Комментарии пользователей (всего — 33)
Инокентий Мартышкин (опубликовано 2017-04-04 10:36:28)
Спасибо за статью Людмила.
Дарья Москаленко (опубликовано 2017-02-15 11:13:53)
Спасибо большое, Людмила! Подписываюсь под каждым вашим словом. С подростком нужен диалог, а не агрессивный запрет на всё то потенциально опасное, что его окружает. Проблема в недостатке человеческого общения, эмпатии, гуманистического образования и воспитания. И это является причиной суицидов подростков итд
Joe Bradley (опубликовано 2016-12-26 14:03:54)
"Они больше не могут сами гулять во дворе, почти полностью лишены свободной игры – только перемещаются от кружка до секции в сопровождении бабушки или няни." - А вот с этого места поподробнее: сколько среди самоубийц посещавших танцевальные клубы, театральные студии и спортивные секции??? Мозги у детей должны быть заняты, как это было в той стране.
Joe Bradley (опубликовано 2016-12-26 13:48:33)
И с какой стати объединены фетиши худого и спортивного тела? Термины нужно применять умело. Худая, как спортсмен - это хорошо. Худая, как девчонка из "Карпентерс" - плохо. Ни один спортсмен не умрет от анорексии потому, что здоровым мышцам нужно питание! Сейчас многие мамаши после такой статьи плюнут на спортивное воспитание детей.
Joe Bradley (опубликовано 2016-12-26 13:27:07)
"Манипуляции с цифрами вроде «130 детей из покончивших с собой состояли в группах про китов» – не более чем манипуляции. А еще 200 из них ходили с родителями в церковь, 350 смотрели телевизор и уж точно все 400 ходили в школу. Что ж теперь школу запретить?" Логика у автора странная. В популяции очень БОЛЬШАЯ ДОЛЯ детей, ходящих с родителями в церковь, смотрящих ящик и посещающих школу. Поэтому их доля среди самоубийц тоже не маленькая. А вот про китов я даже не слышал. Поэтому число 130 и вызывает вопросы.
Наталья Коваль (опубликовано 2016-08-11 17:54:08)
"Эта женщина делает то же, что делал Игорь Семёнович Кон - даёт мне надежду" - подумала я, прочитав эту статью. Людмила, спасибо вам.
Сергей Л. (опубликовано 2016-07-13 19:49:39)
Уважаемая Людмила, само наличие таких людей, как Вы, ещё как-то оправдывает существование этой страны на карте мира. Спасибо Вам!
Margarita Morozova (опубликовано 2016-06-16 12:54:28)
Большое спасибо за статью! Очень зацепило. Мне очень повезло с родителями: всю жизнь меня не контролировали жестко. Занимались со мной, провожали в музыкальную школу класса до 7-8, боясь, что собьет машина (нужно было ехать на трамвае, а переходы построены ещё не были), но это не было контролем. Когда я сказала, что теперь сама хочу учиться,без занятий с бабушкой - мне разрешили. Когда я почувствовала себя уверенно, меня стали саму отпускать в музыкалку. Меня с начальной школы отпускали спокойно гулять с друзьями (и даже когда у меня даже не было мобильника..а когда был, мне редко звонили), а в старшей - отпускали в путешествия со старшей подругой: Москва, центральная Россия, Алтай... Теперь мне 21, я отлично учусь в университете и счастлива. Путешествую по возможности и с каждым годом все чаще отписываюсь родителям, где я и что делаю при этом. НО. У меня есть подруга, и её контролируют. Нет, не так: КОНТРОЛИРУЮТ. И мне действительно жутко наблюдать за тем, как человек 16-17 лет, выйдя из дома, каждые полчаса обязан отписываться, где он, что делает, присылать фоточки... Вне зависимости от того, один он, не один, и чем занимается. Если гулять со знакомыми - только недалеко, в ту самую известную родителям кафешку. Ещё более жутко смотреть, как при этом родители ожидают от такого ребенка самостоятельности, ответственности, и хорошего заработка в ближайшие несколько лет. Знали бы вы, что при этом творится в голове! Травмы, страхи, ощущение одиночества, постоянная потребность в заботе, которая в семье не удовлетворяется (контроль по ощущениям никак не равен заботе, особенно у ребенка)... Смотрю на этот ад и безумно радуюсь, что мне никогда не приходилось блокировать телефон, бояться, что в мой компьютер залезут, искать для дневника блокноты с замочками и постоянно врать, где я и чем занимаюсь. Ах да, и не было "вот этот фильм 6+, а вот этот только после 18, и в эту игру тебе играть тоже нельзя до 18"! Да, мир опасный и жестокий. Но был ли он менее опасен 15-5 лет назад, когда росла я? Вы серьезно считаете, что тяжелые и мрачные произведения школьной программы (убийства, самоубийства, проституция, ещё чёрт знает что, и всё это читать _обязательно_, а то будешь дворником) безопаснее того, что можно найти в интернете? Вы просто боитесь его как места, которое практически невозможно контролировать. Вам спокойно, только когда вы знаете, что ребенок действует в точности так, как вы от него хотите. Так есть ли этот ребенок, или он ваша кукла?
Егор Поздняков (опубликовано 2016-06-08 23:59:27)
Вот ссылка на пресс-конференцию в Новосибирске, по теме подросткового суицида (есть и стенограмма и видео). Там приводится статистика согласно которой 80 процентов случаев суицида приходится как раз на нормальные семьи, где нет стоящих на учете и все в порядке материально. Откуда взялись данные у автора статьи, о том что суицидальные наклонности развиваются в неблагополучных семьях - я не знаю. http://press-center.sibnovosti.ru/conferences/885
Егор Поздняков (опубликовано 2016-06-08 21:46:10)
Еще больше свободы. Удивительно - но в период когда разрушается семья как институт, и дети, как и взрослые, стали гораздо свободнее от норм и остальных "оков", кто-то еще утверждает, что именно недостаток свободы породил современные проблемы с суицидом.
Егор Поздняков (опубликовано 2016-06-08 21:28:11)
Про приоритет ближайшего окружения всё правда, только вот возьмётся ли автор утверждать, из чего оно состоит у детей из разных социальных групп, или даже у среднестатистического ребенка? Вероятно нет. Ближайшее - в нашем времени очень расплывчатое понятие так как расстояний больше нет. И уже давно психологи и социологи зафиксировали перелом случившийся в обществе именно по этой причине. Да и проблема с отсутствием борьбы и тп, всего что хочется по юности, она состоит из двух компонентов. Во первых - это представления о реальной жизни, а во вторых - представления о должном. И тут стоило бы отметить, что и с тем и другим в современном мире есть проблемы. Роль современных медиа, которые выросли именно в сетевых проектах, навряд ли кто-то будет оспаривать. Тоесть дело далеко не только в непосредственном окружении в виде родственников и тд. Просто в целом среда обитания, провоцирует на отказ от жизни слабую детскую психику, гораздо чаще чем раньше.
Mnogomir VR (опубликовано 2016-06-07 22:06:41)
Категорически несогласен с автором. Все притянуто за уши, полная потасовка фактов. Сейчас не то время чтоб давать детям свободу как того хочется автору, 1 - Большинство родителей прочитавших эту статью не способны оценить и проанализировать текст, так как надо иметь хотя бы базовые знания психологии поведения. 2 - Не было раньше столько наркоманов, машин а вместе с ними тупых подростков-гонщиков и пьяных водителей. 3 - Не было интернета и кучи бездарных статей, была библиотека и научные труды которые пропускали через цензуру. 4 - Раньше была идеология и коллективизм, были нормы морали и правила поведения. 5 - Не было столько фильмов пропагандирующие насилие и жестокость. И т.д. все нет смысла перечислять. Почему автор нигде не привела пример бездомных детей которые выбились в люди или стали нобелевскими лауреатам? У них столько свободы и познания мира. Однако их познание мира ограничивается подвалами, грабежом и нюханьем клея. Я буду контролировать своих детей, запрещать им, делать что-то основываясь на своем опыте и знаниях, и да я буду заставлять их учится. И говорю им, что истинная свобода и сила это знания и трудность их освоения нужно уметь преодолевать. И сейчас дети как никто нуждаются чтоб их останавливали от необдуманных поступках и действий. Может не сиюминутно, но позже, когда они вырастут в жестокой дисциплине они скажут спасибо, когда будут иметь достойную профессию или откроют свое дело или изобретут что-то, станут саморазвивающимися личностями с четким личным мнением чего они хотят и как это получить. Вот когда у них будет все это, вот тогда они и смогут себе позволить ту свободу которую захотят, но они будут живы, образованны, не избалованны и просто умниками на радость родителям которым будут горды ими и собой, что они не зря прожили жизнь.
Ann Ro (опубликовано 2016-06-07 14:46:58)
Отличная статья. Проблема в низком уровни эмпатии, доверия, понимания и неприятия детей-людей такими какие они есть.
Zara Akopova (опубликовано 2016-06-05 10:28:52)
Мир изменился. Раньше дети жили в предсказуемой реальности. Были правила, которые создавались 70 лет. Было понятно где добро и где зло. Да, оно было. Но мировоззрение, нормы транслировал социум. Как и до революции. Другие нормы, но тоже были в социуме. Как дОлжно. А перестройка порушила мировоззрение, предложив общество потребления, информационная лавина добавила хаоса. Воспитание детей - дело отдельно взятой семьи. Школа? Там даже продленка платная. Детские организации? Их нет. Платные кружки. Так что естественно, что вся забота и тревога за детей на плечах родителей. Темп жизни ускорился, а детей с гиперактивностью, той самой, клинической, становится все больше. Гиперактивность - это склонность к импульсивным поступкам. Т.е. зона повышенной опасности, сниженные способности к прогнозированию последствий своего поведения. Этим детям контроль необходим, чтоб они дожили до времени, когда мозг дозреет. А то будет не инициация, а несчастные случаи. И родители будут всю жизнь себя винить, что не проконтролировали, не уберегли. Так вроде б все и верно, но не то. Нужны новые механизмы для защиты детей, а их нет.
Эд Волконский (опубликовано 2016-06-03 18:42:43)
Когда вы слышите в новостях, что девчонки спрыгнули с крыши, вы не слышите, что это 404 пошли, когда парень пошел убивать учителя, заодно и охранника, вам не говорят, что он пошел убивать учителя гея, который вовсе и не гей. В стране насаждается и пестуется ненависть, вы даже не замечаете, что происходит, вы не вышли из того возраста, когда виновата скамейка. Что должно случиться, чтобы вы прозрели? Может много говорить отчего и почему. Но можно сказать честно. Прежде всего виноват ПРезидент, которые все это позволяет, а ведь он гарант, хотя бы соблюдения Конституции. Когда вы клеймите 404, вы не замечаете, что вполне нравственные, как вы считаете, убивают сестру молотком, убивают мужчину штопором, убивают, насилуют, избивают. И это вполне правильные... ДАже в комментариях вы умолчали об этом. Страусы? Ну пусть будет. Только вот трагедия близка. Продолжите, или остановитесь? Знаете, в школе замшелые тетки не надуманные классные часы должны проводить, а внимательно смотреть фильм "ХОР", там есть все и на все случаи. Только вот он опять не российский. https://youtu.be/RC_UIz460lc Себя не узнаете? https://youtu.be/PKFN2vfuVPc
fangorn-y (опубликовано 2016-06-03 12:33:52)
В целом, статья Петрановской хорошая и важная. Согласен почти со всем сказанным. Совершенно согласен с автором, что ограничение свободы детей, паранойя по поводу угроз детям вообще, и угроз в Интернете в особенности - одно из бедствий нашего времени. Хотя всё-таки жаль, что в статье содержатся и некоторые преувеличения, "сгущение красок". Это усиливает основной посыл, но затрудняет анализ конкретных ситуаций. Но зато в статье очень много верных и нестандартных мыслей: и про опасность борьбы с лишним весом; и про привычку взрослых "ныть и жаловаться, никогда ничего не пытаясь изменить"; и про гомофобную травлю подростков-натуралов. И абсолютно верно, что "Интернет не только не является фактором, провоцирующим рост подросткового суицида, но скорее дает обратный эффект".
Наталья Сударева (опубликовано 2016-06-03 09:14:08)
2 Евгений Ванюков - нет, требование не нормальное. Потому что внешность девушки или юноши это его личное дело. Если кого-то что-то не устраивает во внешнем виде партнера и/или если этот кто-то гонится только за красивой оболочкой - он может поискать себе более подходящую кандидатуру, а диктовать свои правила относительно чужого тела не имеет права никто.
Людмила Рубцова (опубликовано 2016-06-03 01:06:02)
Очень хорошая статья. Людмила, спасибо!
fangorn-y (опубликовано 2016-06-02 20:53:09)
imagri, кажется, вы с Людмилой говорите не совсем об одном и том же. Ваши дети могут не звонить, если не опаздывают; могут садиться в машину к знакомым; провести вечер с друзьями, предупредив маму; и даже гуляли по крышам (хоть и были потом отруганы). А Людмила пишет, что дети "больше не могут сами гулять во дворе, почти полностью лишены свободной игры – только перемещаются от кружка до секции в сопровождении бабушки или няни." "У нас нет возможности попасть в ситуацию, где что-то зависело бы от нас. Нам не приходится делать выбор, мы не рискуем, не ищем, не живём. Мы учимся, убираем комнату и, если повезёт, иногда получаем возможность выйти из дома под предлогом посиделок с подружкой в известной родителям кафешке, чтобы отзваниваться о каждом шаге и возвращаться в строго определённое время." В чем причина такой огромной разницы? Разные страны? Слои общества? Разное воспитание (Петрановской??) Почему, кстати, она позволяет себе (если всё действительно так?) держать собственную дочь в таком положении? Или она не совсем искренна?
Евгений Ванюков (опубликовано 2016-06-02 20:22:34)
Хотя вообще-то долг родителей – донести до дочери, что услышав от молодого человека хоть раз требование изменить внешность и унизительную критику, нужно разворачиваться и уходить - бред. Нормальное требование. На работе начальник потребует что то сделать, тоже по вернётся и уйдёт? Ну ну, растите прЫнцесс
imagri (опубликовано 2016-06-02 16:39:04)
Ок, Людмила права, я отняла у своих детей свободу. Я зажала их в тисках материнской любви. Прошу отзвониться, когда опаздывают, переходить улицу только на зеленый сигнал светофора, не садиться в машину к незнакомым людям. А что я должна была делать? Похвалить сына за прогулки по крышам? Не интересоваться у дочери, где и с кем она проводит вечер? Мне скажут - доверять детям, разговаривать с ними. Мы разговариваем, к счастью, много, на любые темы, и своим детям я очень верю. Я не верю окружающему миру, и не жду, что он будет добр к ним - с чего бы? Должна ли я допустить, что мой ребёнок станет жертвой естественного отбора? Я хочу, чтобы мои дети были живы. У меня не так много детей, чтобы ими разбрасываться. Поэтому спрашиваю - ок, делать-то что?
Маша Шаралло (опубликовано 2016-06-02 16:36:29)
2 Iryna Vakarchuk: Юлия Рублева - не профессиональный психолог, ее давно многие разоблачали. страшно подумать ,что она кому-то "помогает" в такой ситуации.
наталья карпачева (опубликовано 2016-06-02 15:03:52)
Спасибо за статью. Есть о чем задуматься.
Yulia Safonova (опубликовано 2016-06-02 14:45:33)
Удивительно поменялся мир, положение родителей и детей развернулось на 180. Теперь дети оценивают заботу родителей, а задача родителей обслужить наилучшим образом и не лезть в жизнь детей. Произошло это, думаю, не случайно. Разрушена связь, общество залезает глубоко во внутрисемейную жизнь и не дает родителям передать свой опыт, объяснить мироустройство. Создается поколение дурачков, которым самим приходится во всем разбираться. Создается беспомощное общество с образованием "менеджер". Кому это надо? Не трудно догадаться
Кума Первая (опубликовано 2016-06-02 13:46:56)
http://2kumushki.ru/razbudi_menya_v_4_20.php
Elena Alvery Matveeva (опубликовано 2016-06-02 12:02:45)
Admin, Галина сама давала эту информацию. На следующий день после выхода статьи. 17 мая. Я сама находила группы с этой намеченной датой массового самоубийства.
Юрий Ионов (опубликовано 2016-06-02 10:18:44)
Цитата Л. Петрановской: "...Но не надо себя обманывать, что все сводится к «зомбированию в Интернете». Это тот случай, когда мистический ужас мешает видеть положение дел. А оно таково, что факторов, повышающих риск суицидального поведения подростков, полно и без всяких китов и бабочек..." Честно говоря, довольно странный комментарий на кампанию Г. Мурсалиевой! Так, словно это и есть всё, что утверждалось. Так словно и не было ни у самой Мурсалиевой, ни у коллег, печатавших в "Новой" свои размышления по теме должной глубины понимания, высказанного Л. Петрановской в своём "отрезвляющем" материале... Грустно, что такие события служат поводом к соперничеству, а не к сотрудничеству.
Марат Хайбуллин (опубликовано 2016-06-02 09:22:53)
Людмила,спасибо за статью.Я сам тоже эмоционально отозвался на эту статью.Старшей дочери 15 лет,я заставил ее показать группы в вк,хотя у нас с женой нет привычки контролировать ее переписку и активность в соцсетях.Она плакала и говорила что не хочет показывать свои группы,но я настоял.Там я нашел все то чем интересуются подростки-приколы,мода,финтес,секс.Суицидальных не было.Потом я попытался смягчить и объяснить свое поведение,сказав что я не осуждаю ее интересы,что это все нормально-интересоваться сексом,парнями и пр.,что все чего я боюсь это потерять ее.Мы вроде помирились,и доверие вернулось,но я до сих пор ругаю себя за то что так "повелся" на статью.
Iryna Vakarchuk (опубликовано 2016-06-02 08:17:25)
Но это, конечно, не отменяет того, что статья Людмилы Петрановской полезная и важная. О том, что дети живут под надзором и почти не имеют личной свободы - всё правда, к сожалению.
Iryna Vakarchuk (опубликовано 2016-06-02 08:11:03)
Писали о том, что на следующий (если не ошибаюсь) день после выхода статьи было запланировано ещё одно массовое самоубийство, поэтому "Новая" так торопилась. Спасли, насколько я помню, восьмерых детей из девяти (если есть конкретные дети, которых уберегли от самоубийства, разве так уж важно, каким языком написана статья и попадает ли она в категорию журналистского расследования?). Я сейчас не вспомню, какие можно дать ссылки, но у вас же есть гугл. О предотвращенных самоубийствах и работе с этими семьями у себя в фейсбуке психолог Юлия Рублева, например, писала.
Evgenia Tikhonova (опубликовано 2016-06-02 07:42:46)
Замечательная статья, спасибо большое. Говорю, как родитель 16-детней девочки проходящяя все прелести этого возраста. Очень многое становится понятнее. Даже про лоботомию от дочки слышала :) .
Yuriy Kunizhev (опубликовано 2016-06-02 02:07:31)
Не знаю, я дочитал только до момента где объясняется что новая газета выпустила непрофессиональную неправильную статью, но благодаря ей типа все завертелось поэтому статья "выстрелила"... уже какая то белиберда. Вроде бы НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ планировалось массовое самоубийство. Да нужно было во весь голос орать, что Новая и сделала, а у Вас выходит, что потом якобы взвешенные и мудрые все прочие издания уже сделали всю работу. Чушь.
    admin (опубликовано 2016-06-02 02:35:30)
    Речь о том, что автор статьи в Новой слишком сильно сгустила краски, очень всех напугала угрозой закулисного сетевого заговора с целью склонения детей к самоубийству. Все эти выдумки потом не подтвердились, но сама тема подросткового суицида снова вышла на передний план, и все ее стали обсуждать. В чем же тут «белиберда»? Вроде все логично. А откуда вы взяли, что НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ планировалось массовое самоубийство? На следующий после чего день?

Добавить комментарий


Актуальное видео
Правозащитники из Human Rights Watch рассказали о присутствии спикера парламента Чечни Магомеда Даудова во время пыток геев в «секретных тюрьмах». «Спектр» решил напомнить читателям, что известно о преследованиях и убийствах геев в Чечне и как развивалась ситуация после того, как об этом написали журналисты.
 17:39, 26.05.2017
Утром 23 мая сотрудники правоохранительных органов пришли с обыском в «Гоголь-центр» и в квартиру его режиссера и художественного руководителя Кирилла Серебренникова. Как они проходят и почему - в краткой сводке «Спектра».
 14:12, 23.05.2017
Журналисты «Бумаги» встретились с петербуржцами, которым в настоящее время более 100 лет, и поговорили с ними о царе, революции, Великой Отечественной Войне, Сталине и Путине.
 10:40, 26.05.2017
Структуре ЕСН разрешили купить РБК, Эстония выслала двух российских консулов, СМИ рассказали об элитной московской квартире жены Кадырова - и другие события 26 мая
 14:12, 26.05.2017
Поздно вечером 22 мая в Великобритании произошел теракт. Сразу после того, как в здании Manchester Arena завершился концерт Арианы Гранде там произошли взрывы
 04:42, 23.05.2017
19 мая прокуратура Швеции сняла с основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа обвинение в изнасиловании и аннулировала ордер на его арест. Однако он не сможет покинуть посольство Эквадора в Лондоне, так как будет немедленно арестован британской полицией. «Спектр» решил вспомнить, как Ассанж оказался в такой ситуации.
 14:53, 19.05.2017
...
Новости СМИ2