• $58,26
  • €61,71
  • 55,57

Follow @spektronline

Миссия — лечь костьми. Нищета и пренебрежение собой как часть культурного кода


Текст Людмила Петрановская
 14:54, 15.12.2015


Людмила Петрановская. Фото Евгения Раздобарина для «Спектра»

В Москве протестуют дальнобойщики, в Забайкалье бастуют учителя, рубль опять поехал вниз, а цены — в другую строну; люди заметно обеднели за год, и всем понятно, что это только начало. Причем на данный момент ситуация носит уже привычный для России абсурдистский оттенок. Этот неловкий момент, когда люди просят Путина защитить их от алчности друзей и ставленников (или хозяев – это одно и то же) Путина. 

На эту тему было много всяких полемик, хотя не думаю, что тут есть обо что копья ломать. Мне кажется, что любой честно зарабатывающий на жизнь человек должен желать успеха любым трудящимся, отстаивающим свои интересы организованно и ненасильственно. Как из простой солидарности, так и из прагматических соображений – если люди способны организованно отстаивать свои интересы, это повышает качество социума в целом. Еще раз: любым честно трудящимся, с чьей бы фоточкой они не коротали долгие одинокие ночи. Навешивать на людей свои цели и ценности, навязывать им свои политические мотивы, которые на данный момент у них самих начисто отсутствующих, смысла не вижу. 

Понятно, что в ситуации, когда государство перестало ужинать общество и, как следствие, ему станет все труднее его танцевать, вопросы у людей будут появляться все чаще и все более основательные. Я не верю, что здесь возможно навести тру-тоталитаризм и все будут есть траву и славить вождя. Нет для этого ни идей, ни возможностей. Так что вопросы звучать будут. И вот что в этой связи мне лично интересно. 

Мы вернулись к себе

Когда только подступало осознание, что экономические дела наши швах, в высказываниях патриотически настроенных граждан отчетливо звучала интонация… облегчения, что ли? Словно все наконец стало так, как должно быть. Помните, как звучало рефреном весь прошлый год: «Мы вернулись домой». Крым – в Россию, россияне – в СССР. Мы дома. Прореженные полки магазинов, еда из не пойми чего, заграница кому-то недоступна, а кому-то уже не по карману, все нас не любят, вокруг враги, своим тоже нельзя доверять – небось нацпредатели, только ядерные ракеты наша защита – МЫ ДОМА. Можно больше не играть в эти скучные буржуазные игры, не строить планов, не стремиться что-то развить и улучшить. Можно жить себе от зарплаты до зарплаты, от урожая с огорода до урожая, и знать, что ты не хуже других. А то и получше, потому что живешь в Великой Стране, а они не пойми в каком позорище с бородатыми женщинами.

Мне сразу вспоминаются множество раз слышанные от приемных родителей истории о том, как ребенок, попав в хорошие условия, вроде как рад этому всему, и вместе с тем ему здесь неспокойно, все не так. Помните, как Геккельбери Финн маялся в доме у вдовы, и мог заснуть, только слезши с мягкой чистой постели на пол?

В отношениях то же самое. Дети, не привыкшие к заботе и ласке, не могут успокоиться, пока не разведут взрослых на агрессию, на крик и побои. И приемные родители растерянно рассказывают: мы уже не знали, что делать, от отчаяния отлупили его, сами в ужасе от себя, а он ходит, как именинник, как будто ему того и надо было. Такое и со взрослыми бывает: если с детства запомнилось и усвоилось, что «нормальная» семейная жизнь – это когда орут, оскорбляют и унижают, то человек будет и супруга провоцировать на такое поведение. И, добившись своего, станет, с одной стороны, страдать и жаловаться, а с другой — испытывать странное удовлетворение, как будто от возвращения домой. В свой мир. Пусть с чьей-то точки зрения не самый лучший, но ему – родной и знакомый.

Это очень глубокая потребность – чтобы все было знакомо и чтобы жить как всегда. Не менять картину мира, паттерны поведения, способы достижения целей. Мы не любим, когда меняется интерфейс привычной программы, когда перегораживают забором привычный маршрут, когда близкие ведут себя не так, как обычно. И уж тем более не любим, когда обстоятельства требуют, чтобы изменились мы сами. 

Если мы считаем себя бедными, мы будем так или иначе терять все деньги, которые к нам будут попадать. Не туда вкладывать, не на то тратить, не там оставлять кошелек. Это подтверждено исследованиями: бедные люди, выигравшие в лотерею крупную сумму, уже через год обычно возвращаются к прежнему уровню благосостояния, а то и ухудшают свое положение, набрав кредитов. Потому что они не умеют быть состоятельными, не владеют технологиями сбережения и разумного использования свободных денег, и не хотят им учиться, а сами деньги «жгут карман», вступая в противоречие с образом себя-нищего, и потому бывают быстро и неэффективно растранжирены.

На уровне отношений – если мы убеждены, что все вокруг нас не любят и хотят нам зла, мы будем каждый раз что-то такое делать, что в любом месте и в любой группе у нас будут появляться недоброжелатели. Поведение послушно и неосознанно подстроится под внутреннюю убежденность. Ведь если вдруг нам достанутся симпатия и уважение окружающих, это будет спорить с идентичностью, порождать невыносимую тревогу и страх «разоблачения». Вновь обрести привычный, «хорошо сидящий» образ себя-отверженного, одного против всех, так и тянет. Мне такие письма периодически приходят: «Меня нигде не любят, — пишет человек, – потому что я слишком умный и тонкий, а вокруг-то все не такие. Помогите мне, хотя вряд ли у вас получится, ведь вот тут и тут вы написали явную глупость, как можно не видеть очевидного. И, кстати, мне неудобно писать здесь, а у меня еще много вопросов к вам, давайте перейдем в Фейсбук, я там привык». 

Что самое интересное, потеряв очередную крупную сумму или получив очередную порцию отчуждения, мы будем на верхних уровнях сознания, может, и расстраиваться, жаловаться и роптать, но в глубине души – чувствовать глубокое удовлетворение. Все как всегда, все на своих местах.

Культурный код

Как-то в одной из интернет-полемик мне сказали, что я русофоб, поскольку не принимаю часть русского культурного кода, которая, по мнению собеседника, состоит в пренебрежении благополучием и безопасностью. Для нас, мол, есть вещи поважнее, чем бюргерский уют. И не указ нам ваша пошлая пирамида Маслоу, мы существуем на высших уровнях бытия. Тут судьба России, вставание с колен, а вы со своим курсом доллара.

Все это было бы очень мило и возвышенно, если бы не другая сторона этой песни про народ, презирающий сытость и комфорт, живущий ради исполнения некой высшей, надчеловеческой, державной миссии. Эта другая сторона — пренебрежение собой, отношение к себе как к средству. И оно поразительно, до мелочей совпадает с тем, как всегда относилось к людям российское государство: как к расходному материалу, который должен быть счастлив лечь костьми в фундамент великих побед.

Сразу вспоминается множество рассказов, слышанных от знакомых историков. Про то, как тысячами умирали люди на строительстве дворцов Петербурга – без всякой необходимости, из-за нарушения элементарных норм безопасности и спешки, просто ради прихоти царя, желающего дворец вот прям срочно, к именинам фаворита. Как русским солдатам во время марш-бросков неделями не давали возможности снять сапоги, и те прирастали к кровавым мозолям, и когда потом несчастные шли наконец в баню, мужской крик стоял на всю округу – сапоги отпаривали и сдирали с ног вместе с кожей. Как высочайшей волей было отказано оснащать первых русских пилотов парашютами – мол, тогда начнут чуть что спасать свою жизнь, а самолет дорого стоит, пилотов же можно найти сколько угодно. Как бросали людей в топку индустриализации в прошлом веке – тысячами гробя ради Великого Дела, а в реальности – ради победных рапортов наверх и подготовки к новому витку имперской экспансии.

И все всегда под лозунги про величие и Родину, ясен пень.

Еще граф Толстой писал: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти».

Или, менее патетично, у Жванецкого: «Патриотизм – это четкое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других».

Но жить хуже – это в вегетарианские времена. А когда вечер перестает быть томным, ставки растут, и от населения требуется готовность вообще не держаться за жизнь. 

Что тут скажешь. Да, к сожалению, это действительно часть российского культурного кода, и я совершенно точно ее не приемлю.

Три части

Здесь слиты воедино три составляющих.

Одна – это неумение людей жить хорошо, их неверие, что они вообще заслуживают безопасности и благополучия, нормальных человеческих условий, а не вечного выживания и стиснутых зубов. И никакого пути к иной жизни не существует, «ни тропиночки ни пологой, ни ложбиночки ни убогой». Больно берег крут. Если хорошая жизнь не для меня – лучше всего вообще не ценить ее. Хоть помереть более-менее героически: прыгнуть «с кручи окаянной».

Это все имеет свои причины и корни, требующие отдельного разговора, и вызывает глубокое сочувствие. Я надеюсь, что со временем это можно перерасти, преодолеть и, мне кажется, процесс уже пошел, за последние два десятка лет что-то стало меняться к лучшему. Люди стали обустраивать свои дома, свои семьи, свою жизнь. Начали верить, что что-то может быть для них, ради них. Да хотя бы удобная скамейка на улице или чистый туалет в поезде. Люди начали позволять себе строить планы, иметь сбережения, покупать красивое и есть вкусное. Начали интересоваться своими чувствами и состояниями, а также чувствами близких. Пусть не все, не везде, но немалая часть. Начали больше отдыхать и лечиться, то есть жалеть себя, наконец, а значит, и обращать внимание на нужды других, стали позволять себе роскошь эмпатии и сочувствия. Может быть, этот опыт не пройдет зря, может быть, в очередной раз глубина сползания в «никогда хорошо не жили, нечего и начинать» будет меньше.

Со второй составляющей все понятно – это хищники, которые за века сменили уже много именований и флагов, лишь принцип «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» остается прежним. И вечный неутолимый голод. Это не какая-то особая порода, клан или каста, это место в системе, на которое история втягивает то одних, то других, часто вчерашних жертв, которым никакие деньги и власть не позволяют успокоиться. Их картина мира тоже остается прежней, их идентичность не меняется. Они все так же презирают и ненавидят себя, а уж всех, кто оказался ниже в пищевой цепочке, и подавно.

Ну и третья — самая, пожалуй, мерзкая составляющая – это всякого рода шакалы Табаки, кормящиеся при «патриотизме» паразиты. Именно под вечную пафосную трескотню всех этих попов-идеологов-писателей, здесь веками скармливали народ всегда голодному государству-хищнику. И еще требовали, чтобы он в процессе писал кипятком от счастья, что пригодился, не зря прожил жизнь. И чтоб не смел даже мечтать о безопасности и благополучии, не смел относиться к своей жизни, своему имуществу, своим правам как к ценности.

Вот хоть из сравнительно недавнего — протоиерей Всеволод Чаплин в программе «Клинч» на радиостанции «Эхо Москвы»: «Если общество живет в условиях относительного мира, – спокойствия, сытости, – какое–то количество десятилетий, парочку–троечку, оно может прожить в условиях светскости. Никто не пойдет умирать за рынок или демократию, а необходимость умирать за общество, его будущее рано или поздно возникает. Мир долгим не бывает. Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю «слава Богу» – общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни – это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет. Баланс между светскостью и религиозностью, наверное, выправит сам Бог, вмешавшись в историю и послав страдания. Страдания, которые в этом случае пойдут на пользу. Потому что они позволят опомниться тем, кто слишком привык жить тихо, спокойно и комфортно. Придется пожить иначе».  

Мне кажется, вот это и есть русофобия. Высокими словами загонять свой народ в вечную не-жизнь, навязывать ему виктимность, волю к страданию, влечение к смерти – невероятная подлость. Отдельно впечатляет фантазия садистического бога, питающегося людскими бедами и тщательно следящего, чтобы число их не уменьшалось. По образу и подобию, мда. 

А патриотичный по самое некуда писатель Прилепин, говорят, готов заняться объяснением, почему старикам и без пенсий будет хорошо. Потому что надо любить Родину, а не еду.

*  *  *

Пока мы видим, что сложившаяся в результате непростой истории, полной травматичного опыта, картина мира, которую нужно бы по возможности исцелять, вместо этого цинично используется. Только вот, думаю, здесь всех могут ждать сюрпризы. Вдруг может оказаться, что народ больше не хочет в топку. И в фундамент чужих дворцов не хочет тоже. 

Вдруг история с дальнобойщиками про то, что культурный код на самом деле разнообразней и богаче, чем казалось некоторым. И в нем есть еще какие-то части совсем про другое. Ну, знаете, не про Великую Империю и прочую Духовность, а про скучное всякое: про интересы, про собственность, про внятные правила. Про жизнь, в общем. 

Увидим. 




Комментарии пользователей (всего — 96)
Alina Syrota (опубликовано 2016-12-20 17:05:10)
Автору спасибо за статью,очень тонко и иронично,а вот комментарии людям с сердечно -сосудистыми заболеваниями,слабой нервной системой и особо впечатлительным не рекомендую,потому что некоторые уникумы высокопарными фразами пытаются саморелизоваться и поднять с плинтуса свою самооценку,а вам потом лечиться,оно вам надо?))))луше найдите в статье что-то полезное для себя ,посмотрите на проблему под другим углом-вот это будет полезно всем!
Lyudmila Andreeva (опубликовано 2016-12-20 14:53:47)
Мне,кажется, все должны помнить,что патриотизм- это любовь к планете-Земля,и думать надо не только о себе , но и о нашем будущем поколении, что и в каком состоянии достанется им все после нас.Не засорять мозги и Землю! Статья хорошая.Надо думать, прежде чем все заглатывать.
tanga-tan (опубликовано 2016-12-19 17:23:28)
"Мы вернулись домой». Крым – в Россию, россияне – в СССР. " - Даже интересно, а где автор видит СССР?
Andrey Tamay (опубликовано 2016-12-19 11:52:24)
Автор в статье противоречит, к сожалению, сам себе. В самом начале статьи сообщается, что, в связи с ухудшением экономической ситуации, у народа к власти будет все больше вопросов, а потом всю статью доказывает, что мы вернулись туда же, где нам привычно и комфортно - в советскую нищету. В реальности, достаточно посмотреть на Корею, где в сверх-индустриальной и мощной экономически южной - миллион вышел на улицы с требованием отставки президента, которая что то там на виагру потратила, и северная - где просто полный потомственный отморозок и упырь у власти окружен просто всенародным обожанием. У нас народный любимец и лучший друг физкультурников - каждое десятилетие его правления в России задокументированный голодомор и случаи каннибализма. И что - кому это мешало или мешает? Все не так.
Olga Kozlovskaya (опубликовано 2016-12-18 02:27:53)
Очень толковая статья. Спасибо за то. что есть еще Люди в России. Если в городе есть хоть один праведник. город будет спасен. Забавно, сколько тролей и идиотов она привлекла...
Michael Volkov (опубликовано 2016-12-17 12:53:19)
написано хорошо,но и только. ей бы Шпенглера-Гумилёва почитать и осмыслить или хотя-бы научиться не по-женски а глобально на мир смотреть.
notabler (опубликовано 2016-12-17 02:39:29)
Спасибо большое за очередную замечательную статью. Но мне после просмотра поста сегодня с утра http://hueviebin1.livejournal.com/302941.html кажется, что напрасны ваши усилия, не в коня корм
olartamonov.ru (опубликовано 2016-10-09 01:17:39)
Видимо, это инопланетяне (точнее, инопланетянки): рожают и воспитывают земных мужчин. Инопланетянки после успешного воспитания земных мужчин - бывают ими изнасилованны. Инопланетянки выходят "за муж": выбирают наиболее агресс(-зачеркнуто) - амбициозных мужчин, готовых "работать локтями" "ходить по головам" других людей, ради денег прекрасным инопланетянкам. А земные женщины - это Амазонки, детей не рожают (а если и рожают, то мальчиков сразу убивают), поэтому, воспитанием мужчин не занимаются. Амазонки не бывают изнасилованны мужчинами. Семью амазонки с мужчинами не создают. Видимо, это так по мнению Людмилы Петрановской. Женщины - "не причём".
Al Gal (опубликовано 2016-09-26 13:15:53)
Вы, Людмила, не принявший Бога (Христа), человек, не обратившийся к Нему, не покаявшийся. (Покаявшийся человек, который имеет доступ к чтению Нового Завета) не перепутает духовность с великодержавностью или религию с верой Божьей. Но почему-то Вы вызываете симпатию у многих православных! (Что говорит о состоянии их самих в христианской вере!) Вы, скорее всего, даже обижены на Бога. Но почему на Него-то? Ведь Ваше раздражение (как и у Невзорова) направлено на православные (а не на новозаветные!) взгляды. Но почему Вы (и Невзоров тоже) ведёте себя так, будто РПЦ - главный и самый масштабный представитель христианства? РПЦ не превосходит, например, протестантов, количеством реально обратившихся ко Христу. Причём не превосходит даже в России! Поспорили бы Вы для разнообразия, хоть, с протестантами, что-ли. Ах, ну да - Вы ж, наверное, считаете их "сектантами", просто потому, что они не православные, да? (Если да, то где логика? )
Al Gal (опубликовано 2016-09-26 13:05:51)
Вы, Людмила, не принявший Бога (Христа), человек, не обратившийся к Нему, не покаявшийся. (Покаявшийся человек, который имеет доступ к чтению Нового Завета) не перепутает духовность с великодержавностью или религию с верой Божьей. Но почему-то Вы вызываете симпатию у многих православных! (Что говорит о состоянии их самих в христианской вере!) Вы, скорее всего, даже обижены на Бога. Но почему на Него--то? Ведь Ваше раздражение (как и у Невзорова) направлено на православные (а не на новозаветные!) взгляды. Но почему Вы (и Невзоров тоже) ведёте себя так, буд-то РПЦ - главный и самый масштабный представитель христианства? РПЦ не превосходит, например, протестантов, количеством реально обратившихся ко Христу. Причём не превосходит даже в России! Поспорили бы Вы для разнообразия, хоть, с протестантами, что-ли. Ах, ну да - Вы ж, наверное, считаете их "сектантами", просто потому, что они не православные, да? (Если да, то где логика? )
Al Gal (опубликовано 2016-09-26 10:11:48)
Уважаемая Людмила! Спасибо за текст, его приятно читать: умно, рассудительно. Вы - один из таких людей, которые на меня лично действуют как кофе на нервную систему :) В общем, "штырях". Но! Я просто недоумеваю, почему Вы вообще никаким образом не включаете Бога в свой разум и в публикуемые тут рассуждения?? (Я имею ввиду Христа, а не Православие или другую христианскую теологию.)
Dmitry Chernyshev (опубликовано 2016-09-04 11:21:15)
Прекрасные комментарии! Стремление перейти с обсуждения темы на личность автора очень показательно.
Борис Гречмак (опубликовано 2016-09-02 20:36:02)
В 1992г. страну обманули, её повели в тупик, куда она и движется в разной степени сытости, в зависимости от цен на нефть...
Владимир Матвеев (опубликовано 2016-08-13 00:39:10)
Анегдот из 90-х гг. Вопрос "новому русскому" (бандиту, он же бизнесмен): - А вы уверены, что эти две виллы, особняк и три Мерседеса куплены на ваши деньги? - Конечно на мои. - А мне кажется, что они куплены на народные деньги. - Ты че, мужик?! Откуда у народа такие деньги? ••• Молодежь, даже не понимает юмора. ••• Девочки и мальчики считают, что либерал Прохоров родился с миллиардами "в наследство"?!! В марте 2013 года Forbes оценил состояние Прохорова в 13 млрд долларов. Или "честно" - "заработал"?!! Смешно. И это тот либерал, что предлагал ввести 12-ти часовой рабочий день. Мало люди работают... Пока он на своей яхте развлекается с моделями... Людмила Петрановская. ••• Жить хорошо... За счет кого? "Расталкивая локтями"? "Ходить по головам"? Вы к этому призываете? "Любой ценой" сделать деньги?
Владимир Матвеев (опубликовано 2016-08-12 23:42:27)
> мы уже не знали, что делать, > от отчаяния отлупили его, > сами в ужасе от себя, > а он ходит, как именинник, > как будто ему того и надо было ••• Людмила Петрановская мало знает (поэтому делает абы-какие выводы), малышня и не на такое способна, ("научного", на собственном опыте: "что можно и что нельзя") причем, и в "благополучных" странах. (якобы, благополучных): ••• "Так что малышня эксплуатирует его на полную катушку, следуя всё той же схеме опытного, пробами и ошибками, выяснения допустимых пределов. И в числе прочего быстро выясняет, что с «умной вазой» не требуется быть вежливым." ••• "Умная ваза" - это не винный робот. Прочитайте статью (ссылка ниже). ••• http://www.computerra.ru/151624/children-vs-bot/ ••• А уж какие далеко идущие выводы Мадам Фрекенбок делает... Не правомерная экстраполяция с малышни на взрослых людей: с тем же успехом, можно подозревать взрослых ... "в сидении на детском горшке". ••• P.S. Да, и вопрос автору статьи, здесь: "Проверка на вшивость. Людмила Петрановская о флешмобе, который ставит диагноз обществу". ••• http://spektr.press/proverka-na-vshivost-lyudmila-petranovskaya-o-fleshmobe-kotoryj-stavit-diagnoz-obschestvu/
Inna Kobets (опубликовано 2016-07-17 06:17:22)
Вспоминаю свой город 15-20 лет назад, грязный, везде кафе- шашлычки, одно развлечение, выпить-да закусить. А сейчас? Красота, фонтаны, музыка, чистота, пить не модно, сейчас на велосипеде приехать в моде. Дети - взрослые катаются, кто-то купается, и это в центре города. Магазины, чистота, кафе на каждом углу, на любой вкус и кошелек. Ни каких палаток с шашлыками. Да, не все просто, за эти 2 года просто колоссальный скачек вперед. Помню как приехав с Далянь, икала кафе, что бы попить кофе на улице, в центре не нашла, 5 лет назад было, сейчас на любой вкус, только выбирай. Раньше мы в Китай одеваться ездили, а теперь в магазинах очереди из китайцев. Это радует. Одеться можно за 1500 рублей вместе с обувью, может не достаточно гламурно, но можно.( шорты 400 рублей, майка столько же, и 700 тапки). Не понимаю скулящий, и говорящих, что моя страна плохая, что президент плохой. Господа, а вы работать не пробывали?
Inna Kobets (опубликовано 2016-07-17 04:56:12)
Буквально вчера задумывалась, почему в России все через кровь? И вспомнила Китайскую стену на костях, вспомнила войны на потеху царей в Европе, грязь и нищету в той же Франции и революцию в 1848 году, видать и там не все просто было? Достаточно вспомнить Гюго, Отверженные. Вспомнила кризис в Германии, вспоминайте историю, 1918 все деньги идут на военную промышленность, страна в голоде и разрухе, 30 января 1933 г. — А. Гитлер становится рейхсканцлером. Дальше я думаю не стоит продолжать? И сейчас, уважаемая Людмила Петровна, как человек бизнеса хочу сказать, именно сейчас прекрасное время для него. Рубль стоит ровно столько сколько должен стоить. Сейчас очень тяжело сводить концы с концами, в 3 раза меньше работы, это заставляет думать по другому, искать любую подработку, развивать другие направления. И это замечательно. Если надо я буду мыть полы. Теперь я получаю заработанные мной деньги, и знаю, что они действительно не халява с неба, а моя кровь и пот. Я благодарна дорогому доллару, и молю бога, что бы не упал, у нас в городе появились туристы, не 1 или 2, а тысячи, гостиницы переполнены, а это живые деньги, деньги которые пойдут в экономику. Раньше я моталась по Азии, теперь Азия ездит в гости ко мне. Да, есть минусы, д,а оторвать был лапы взяткоберущим... Но пусть пока так. Я уже видела, как выглядит сервис, я уже знаю, что можно продать. Лично у нас все очень хорошо. Просто надо изменить мышление, перестать скулить, и плакать, и начать жить, и строить свою жизнь, как ты считаешь нужным. Учителя. я знаю учителей, они работают, репетиторствуют, и все хорошо, а если сидеть на попе ровно, то увы...
Oksana Rem (опубликовано 2016-07-14 09:15:11)
Какие прекрасные комментарии! Прям иллюстрации к статье :)
Ilyas Shakhiyev (опубликовано 2016-01-22 12:25:14)
Согласен со многим сказанным, но есть два "но". Это не только "русская" черта - "ложиться костьми за Родину". Как вы сами и упомянули об этом такова природа человека вестись на ослепляющий бред славы героя и патриота в угоду правителям страны (любой, как правило, чем менее развита, тем желание погероствовать выше), и своего собственного самосознания (мол я молодец, не то, что некоторые..) Правители всегда манипулировали простым народом на почве "патриотизма" и идеи "пусть плохо пахнет, но зато оно наше...родное". На Западе ведь тоже этим пользуются и по сей день. Только там они поняли давно, что европеец и американец только тогда патриоты когда сыты и в тепле, а мы (я не русский) всегда патриоты когда живот пуст, а царь зовет на баррикады. И мы рады и счастливы и кичимся этим, мол, не то, что эти "гнилые" ценности западного мира. Чтобы понять это, мне пришлось дожить до 32 лет. А второе "но" - я не вижу позитивной динамики, я вижу, что наоборот народ на волне "ностальгии" по великой державе впадает в состояние "ну и черт с ним с долларом, у нас есть что-то большое", и что еще больше пугает в состояние "Бог - наше все, Путин - наш царь", что как бы двойной удар. Религия и слепое почитание культа личности - это страшный эликсир, мы это проходили уже знаем. И последнее, только на это раз не "но", а просто - пишу я вам из братской страны Казахстана, и могу сказать, что все написанное вами и мною выше применимо и к моей Родине. Так что, это не только синдром России... P.S.: При этом, сам народ - русских считаю великим, талантливым, добрым и на самом деле очень смелым. Я про простых людей.
Oleg M (опубликовано 2015-12-26 17:34:06)
О, изра-Иль, богоборчество у тебя в крови
valltt (опубликовано 2015-12-25 09:30:04)
Люди всегда будут не довольны, сколько им не дай. Ругать президента, это бич не только нашей страны. Жил одно время в США, так там ругают также. Я думаю, что это те люди, которые или не востребованы в обществе, или неудачники, или те, кто всегда чем то не доволен, или пиарщики, как то надо себя пропиарить, чтобы заметили. Если им доверить власть, что не надо делать, то они страну просто уничтожат своими действиями, так как понятия не имеют, как править. Они могут только болтать. Если их спросить конкретно, кого бы они выбрали вместо Путина, также не скажут. Обычно ответ такой:"В стране 145 миллионов". Ещё одна особенность у этих людей, многие работают под внешним управлением, то есть получают какие то мат. блага. Есть за что ругать свой народ (сомневаюсь, конечно,что он их).Кто работает бесплатно-это слушатели, применяемые эти постулаты вранья к своим неудачам в бизнесе,жизни и так далее. Ещё есть люди, без обид, которые никогда не были русскими, это евреи. Я хорошо отношусь к этой нации. Умный народ, но когда дело касается денег, у людей совесть напрочь пропадает (это моё наблюдение по жизни)... Вообщем так, не всегда надо брать, надо уметь и отдавать)))))) А любить и защищать родину всё-так надо. Кому не нравится жить в России, собрались и уехали, кто мешает. Если хотите жить здесь, научитесь любить свою страну, свой народ и не думайте только о своей заднице и животе. Живите честно, платите налоги, не воруйте, не завидуйте, любите ближнего, как себя самого, избавляйтесь от пороков. Ну вообщем вы поняли, что бога ещё никто не отменял. Начните с себя, что вы сделали для России, чтобы она была лучше. Я вам скажу одно, только в России ещё существует душа,и только благодаря России нашу землю ещё не уничтожили. За Россией будущее.
Людмила Баева (опубликовано 2015-12-23 23:37:01)
Ольга Седакова 20 декабря в 15:37 · Точный. как всегда, анализ Л.Петрановской. Хочу дополнить одним моментом. Да, это историческая травма и это плоды обучения самопоруганию и пренебрежению к себе. Но есть и такая вещь как особый аскетизм, который тоже требует понимания. Мне его объяснила одна церковная старушка, знаменитая тем, что весь Великий Пост ела в день соленый огурец и кусок черного хлеба. была при этом радостная и добрая. Вот она и сказала: "Ничего хорошего я не могу для Бога сделать, так хоть не поем!". Вот эта заместительная роль аскетики! Ничего хорошего. Так называемым "простым людям" не рассказали, что хорошего они могли бы сделать. Между прочим, то же mutatis mutandis и "для Родины". Ничего хорошего для нее сделать не могу, так хоть жизнь отдам!
Алена Дождева (опубликовано 2015-12-21 15:31:32)
Спасибо. История конечно печальна, но радует, что вы видите зарождающийся свет в нашем туннеле. Патритизм он не извне, он только изнутри. Каждый будет защищать своё - и это правильно. Вопрос в том, когда мы дорастём до ощущения того, что чужоё это тоже чьё-то своё и станем его защищать.
Вера Грушина (опубликовано 2015-12-21 12:10:18)
Грустно,мадам,что вы так думаете о своём народе и стране. Русских,если вы вдруг не в курсе,не любили в Европе НИКОГДА. Исключения- когда Россия спасала Европу от Наполеона, потом от кайзера и от Гитлера. И все. Вы думаете,что в фундаментах Лувра,Версаля,Колизея,кёльнского собора нет костей? Вы думаете,что индустриализация в Европе прошла гладко и с уважением к правам человека? Не надо передергивать про патриотизм. Со времён Рима- высшая честь- защита родины. Отдав эту приведению варварам Рим пал. Во время прочтения вашего сочинения, возникла мысль, что мы живём в разных странах. "Не жили хорошо и не стоит привыкать". Что за бред? Люди (в нашей стране) всегда хотели жить хорошо. И стремятся к этому. При чем здесь дальнобойщики? Грустно, что вы не любите свою страну. И стыдно,что не знаете её историю. Иначе не накропали бы столько бредятины.
    kewler (опубликовано 2015-12-22 03:58:14)
    Наполеон, Рим, Версаль - это когда было-то? Еще можно каменный век вспомнить. Конечно, там много было костей, но идея гуманизма как раз в том и заключается, чтобы кости эти по возможности минимизировать с течением времени. И права человека, по возможности, уважать. При хорошем стечении обстоятельств, лет через 100-200 армии будут уже не нужны в привычном понимании, как и многие другие силовые структуры (любой страны), конфликты будут разрешаться другими способами. В этом заключается поступательность движения вперед, от разрушения к созиданию. А вы предлагаете обратно к Наполеонам.
Наталия Яковчук (опубликовано 2015-12-20 22:24:52)
Людмила, спасибо. Отличный текст, прочла с большим инетересом, многое близко.
Евгения Цветкова (опубликовано 2015-12-18 21:41:52)
Нет, Людмила Петрановская, Вы не русофоб - агент влияния. Так это называется. Вроде все по делу - а между строк - "плебеи". Жертвенность ровняет с безропотной тупостью... Обед, конечно. должен быть по расписанию, но на то и пирамида Маслоу, что духовное НА ВЕРШИНЕ.
hagureinu (опубликовано 2015-12-18 15:33:30)
Людмила, в таком положении вещей гораздо больше смысла, чем может показаться современному, гуманистически настроеннму психотерапевту, который привык работать с отдельным человеком. Как Вы заметили, описываемая Вами парадигма совсем не нова. Способность заваливать врагов и проблемы трупами тысячелетиями была весьма выйгрышной стратегией процветания. Патриотизм и самопожертвование очень долго были основой для выживания и доминирования. Вот идет на вас, допустим, войной соседнее племя/княжество/государство, а у вас люди не хотят впадать в психоз и бежать геройствовать и умирать. Что станет с вашей популяцией? Мужское население вырежут, остальных в рабство. В этой веселой парадигме подавляющая часть человечества жила с начала своего существования до практически сегодняшних дней. Стоит ли удивляться, что Чаплин фонтанирует такими людоедскими фантазиями? Более того (при всей моей неприязни к нему и к религии вообще), он еще и в чем-то прав. На своем птичьем языке он, в сущности, говорит об эволюции и ее механизмах процветания. Боль и страдания придуманы природой совсем не потому, что она садистка, а как одно из первейших механизмов выживания и развития. И было бы наивно полагать, что подобная психология является исключительно результатом развития в неблагополучной среде. Намного вреоятнее, это проявление намного более архаичных, генетически обусловленных механизмов. Эти вещи имхо очень важно осознавать, как и то, что сейчас сформировалась гораздо менее людоедская, и при этом гораздо более успешная/эффективная альтернативная парадигма, основанная именно на гуманизме и осознании ценности отдельного человека. Цивилизация, которая может взять от отдельного человека существенно больше, чем его труп в фундаменте, сегодня оказывается на порядки эффективнее. Мы это видим в множестве примеров, в том числе и в нашем собственном ускоряющемся отставании. И, вообщем-то, остается только расстраиваться, что механизм предусмотренный эволюцией для селекции таких парадигм, это уход народов-неудачников со сцены. Что нас, видимо, в недалеком будущем и ожидает.
    Alexander Levin (опубликовано 2015-12-19 01:56:10)
    Ну и что, что ожидает? В Пекинском универе появится обширная русология, по примеру римологии. Китай наконец наведет мировой порядок с перевоспитанием западных демократов в колхозах и ликвидацией религиозного опиума в виде ислама (деисламизация всех стран). Китайский язык станет первый, англ — второй и всякие диалекты исчезающего испано - этноса латино. Думаю, будет сие лет через 400 — сиречь восточный ренессанс. Хотите назад, в будущее? Будем посмотреть. С тонкого плана. Перед тем как.
Natalia Rodionova (опубликовано 2015-12-18 14:54:27)
Почему о нищете и прочих культурных кодах русского народа (одного из самых красивых на планете Земля) всегда рассуждают не первой свежести дамы в дешевых синтетических кофтах, никогда не бывавшие у парикмахера, с глазками меньше, чем арбузные семечки, и в кошмарных старомодных очках? Этих "красавиц а ла Новодворская" где-то нео-либералы специально разводят, чтобы у нормальных граждан России заранее ноги отнимались? Я этой аномалии не постигаю ))) Это от противного что ли? )))
    hagureinu (опубликовано 2015-12-18 15:40:41)
    Тут ключевое, что даме в синтетической кофте есть чем рассуждать
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:08:06)
    начнем с того, что о нестяжательстве и том, что русские не должны искать богатства, говорят и попы на дорогих иномарках, и политики, наворовавшие миллионы. это вас смущает? второе, аргумент ад хоминем, т.е. наезд на то, кто во что одет и куда ходит, свидетельствует об отсутствии других аргументов.
    marta-addams (опубликовано 2015-12-18 22:51:11)
    Скажите, а ваша аватарка - это ваше фото?)
    Alexander Levin (опубликовано 2015-12-19 02:03:15)
    Ну да — вы, умница, - прямо в точку! А разводят наврдворских-в-очках в Пентагоне в отделе Сера, Рога и Копыта. Специально для больших и маленьких сатанов. Со времени фюрера проверяют древнюю теорию: и если сатан восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
slv (опубликовано 2015-12-18 09:26:46)
Дура ты баба, размышлять решила о том чего никогда не поймешь
    marta-addams (опубликовано 2015-12-18 21:32:57)
    Великолепный довод, он просто потрясает своей логикой, и многое говорит о высоком интеллекте автора. Аргументы? Не, не слышал.
Wiktor Hakoboff (опубликовано 2015-12-18 09:16:10)
И чего Вам не спится? Не пойму.
Ярослав Задорожній (опубликовано 2015-12-18 03:14:29)
Хочет народ в топку еще как.
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:12:09)
    нет, Ярослав, не хочет, они хотят, чтобы сосед пошел туда, а сами они никуда не идут, но радуются, когда идут другие
Кошеленко Владлен (опубликовано 2015-12-17 18:11:31)
культурный код таков - Мы - русские - не слабаки! Мы преодолеем и вытерпим всё! Залог победы - концентрация усилий и сделать то, чего противник не сделает. Сиваш перешли вброд. Работали в три смены. На амбразуру падали. Таранили. Голодали. Жизни своей не жалели. Потому и победители. Как только размякнем, расслабимся. пристрастимся к теплу, неге и комфорту - тут-то враг и нагрянет, и возмет тепленькими. Вот смотрите, как мы может не щадить себя! И этот принцип доведен до абсурда, в мирное-то время!, ригидность установки не позволяет переключиться на иные сценарии успеха.
Сергей Филипенков (опубликовано 2015-12-17 14:15:40)
Уважаемая Людмила! Ваша позиция ошибочна в самом посыле, т.к. Россия стала столь обширной и могучей именно благодаря тому, что Вам так неприятно в нашем мировоззрении и в нашей выносливости. Да мы готовы положить жизнь за друзей своих также как страдали первые христиане в самых либеральных исторических сообществах под названием Римская империя, Римская империя германской нации, Первый рейх/Второй Рейх, Европецский Союз и Соединенные Государства Америки. Наверное Вам ближе поклонением золотому тельцу и потребительское оральноанальное (не хочу переводить латинизм на русский, как это делают СМИ типа МК или Эхо Москвы) общество потребления на Западе Европы и в Северной Америке. Хочу сказать Вам лишь одно, не судите и судимы не будете. Да и в состав золотого миллиарда, грабящего всю планету Земля Вы со своими статьями не войдёте.
    Ярослав Задорожній (опубликовано 2015-12-18 03:19:28)
    Большой, но не могучей, потому что было время хищников. А вот уже в следующем году и большизны не останется) Развалится эта никому не нужная глыба с треском на мелкие осколки. Первые христиане говорили правду и за правду умирали, а вы такие нижайшие трусы, что друзьям боитесь свое мнение сказать, т.к. а вдруг те побегут в кгб стучать)) И бегут ведь массово.
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:13:24)
    тупой марксистский бред... впрочем, холопам и не надо знать что-либо, кроме того, что им барин разрешил узнать...
Владимир Власов (опубликовано 2015-12-17 14:08:39)
Права Петрановская когда рассказывает "как Геккельбери Финн маялся в доме у вдовы, и мог заснуть, только слезши с мягкой чистой постели на пол" А если применить эту модель поведения к ней самой, то не уснёт, если не нагадит. Пусть и на страницах СМИ чужой страны, но лишь бы на народ страны пребывания.
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:15:04)
    то есть говорить правду, это гадить? вау! это все, что извлек из методички? не много... троллик, а ведь не будут платить за такую некачественную работу! и другой-то не найдешь по причине неспособности к труду и отсутствию извилин :(
Olena Zaskochenko (опубликовано 2015-12-17 11:20:44)
Спасибо, вам, Людмила, что пишете. Как всегда дельно. Кстати, я поняла откуда у россиян такая тяга к .. как бы сказать, жизни в мусорнике, или по-нашему еще "гныдныке". Как тут пишет одна "россиянка" - в чистых хоромах ей неуютно. И потому россияне где бы в мире не находились, то стремятся такой мусорник вокруг себя создать. Тот же Крым например, - после "возвращения" - в ботсаду на столетних кактусах появились нацарапанные похабные надписи, - сразу видно российского турыста. Почему россияне терпят жуликов и воров, - так ВОР же это круто, и воровать круто, а кто не ворует, - то значит лох. Если честно, мне все равно, что россияне у себя там делают, и в каком дерьме живут. Если бы они не пытались затащить всех остальных в свою выгребную яму. Когда говорят про "славянский рабский менталитет" - какой славянский? Где славяне? В Бурятии? В Чечне? А может Мокши, Эрзя или еще какие-то народности тоже славяне? Славяне это словаки, чехи, поляки, белорусы, украинцы (и большинство из них как раз уже объеденилось под флагом ЕС) - и они понимают друг друга без переводчика. Для русских же тот же словацкий язык (в котором кстати сохранилось множество старославянских слов), - это противная непонятная тарабарщина (читала отзывы туристов из россии побывавших в Словакии). Мало того, что жизнь в грязи и воровство - части национального кода россиян, гордость так сказать, так еще и подлость, лживость и предательство ставится на постамент. Говорить "мыжебратья" и "брату" ножичек в спину шасть!
    marta-addams (опубликовано 2015-12-17 13:22:37)
    Хмм, интересно, а вы понимаете, что Людмила тоже россиянка? Сорри, конечно, но то, что вы пишете - обыкновенный бытовой нацизм. Не отличать немцев от фашистов простительно маленьким детям, которые в войнушку играют, но не взрослым осознанным людям.
      Кошеленко Владлен (опубликовано 2015-12-17 18:33:25)
      "но то, что вы пишете — обыкновенный бытовой нацизм." - Вы так пишете будто это что-то плохое.
        marta-addams (опубликовано 2015-12-17 19:57:28)
        Разумеется, нацизм - это плохо с точки зрения цивилизованного человека. Но тратить время жизни на доказательство этого вполне очевидного факта я, пожалуй, не стану). Если это кому-то не доказала Вторая Мировая война, я тут вряд ли могу что-то поделать.
      Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:17:47)
      и чем же это нацизм? это констатация ситуации с россиянами. если россияне ведут себя так, то проблема в россиянах, а не тех, кто указывает на их поведение, если же россияне ведут себя не так, то укажите, где именно автор комментария не права.
        marta-addams (опубликовано 2015-12-18 21:08:25)
        Любой нацист, который говорит мерзости о другой нации, утверждает, что всего лишь констатирует факты. Про то, что славяне - рабы, в частности, очень любил говорить и писать Геббельс. Он тоже был убежден в том, что "они так себя ведут", и, стало быть, проблема в них. Он, правда особо не отличал русских от украинцев, но что делать, - темный был, Яроша не читал.
Kukla (опубликовано 2015-12-17 11:00:08)
Что тут можно сказать,братья-россияне?Продолжайте молиться на своего Путина))И погрязнете в рарухе,войне и взаимной неприязни
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:19:13)
    а их это устраивает. зато холопам кажется, что их барин самый крутой, всем грозит кулачком. уж если их, россиян, так имеют без вазелина, то как он, наверное, другим вставляет! во всяком случае, российским холопам хотелось бы, чтобы так и было.
albina-r (опубликовано 2015-12-17 10:21:05)
Прекрасная статься! Я обычно не комментирую, но моя младшая сестра расстроилась негативным комментам тут. Наивная.) Читаешь, и все откликается в сердце - все понятно и знакомо. И чувство, что ты вообще недостоин ничего хорошего тоже всегда рядом. Это гадкое чувство, оно мешает. Оно выползает в трудные минуты и заставляет руки опускаться, вместо того чтобы стараться над улучшением ситуации. Я не хочу, чтобы так было. Знаете, я второй раз замужем. Первый мой брак, как можно догадаться, был неудачный. И вот я сидела, страдала и думала: для чего мне это? Для чего мне посланы эти испытания, чтобы научиться смирению и терпеть, или чтобы быть решительной и порвать? Слава богу развелась!) Комментаторы, пишущие вроде "писак развелось" или "упитаная женщина хочет хамона", знайте - люди брезгливо морщатся, проходя мимо ваших комментов. А если вы это пишете за деньги, то тем более - стыдно!
marta-addams (опубликовано 2015-12-17 09:16:53)
Хорошая статья, и дельная, как, впрочем, и всегда. Спасибо, Людмила.
Maria Ovchinnikova (опубликовано 2015-12-17 07:30:58)
Спасибо Вам за статью, меня она заставила задуматься. Никогда не относила себя ни на сторону правительства ни на сторону оппозиции. Но Вы очень верные вещи говорите. И с горькой усмешкой читаю комментарии других, кто вместо того, чтобы подумать, переходит к Вашей личности и оскорблениям. Это потому что за живое задели. У нас в стране пока еще очень много жителей того поколения военного и послевоенного, которое привыкло жить в страдании и нищете, и они сейчас даже радуются. Я это и на своих родственниках вижу, а то что мою пенсию замораживают 3 год подряд это конечно их не волнует. А молодое поколение пока не окрепло, чтобы дать отпор. Но я надеюсь, что это произойдет - потому что мы родились и жили в другом мире. И это не про бесконечную жажду денег, я считаю, что ограничения полезны и они характер формируют. Но только, когда есть свобода выбора. И еще ведь обо всем этом думать и осознавать весьма сложно и болезненно, поэтому лучше жить в сказке рассказанной нам нашими управленцами. А вот они то уж точно живут по-другому, совсем не в страдании за народ.
Елена Де-Бовэ (опубликовано 2015-12-17 03:59:10)
Мне было тяжело вас читать. Передо возникли 2 образа: люди, привыкшие жить в духе и люди, привыкшие трясти мошной по любому поводу. Судя по вашему высказыванию все, кто жили скромно, вкупе с Сергием Радонежским и Серафимом Саровским - дураки, не владеющие технологиями по "сшибанию бабок", но зато все сегодняшние воротилы, устоившие ад в Мексиканском заливе, травящие людей геномодифицированной пищей - это "умные". Я взяла крайние точки человеческого бытия, но каждый человек на своем уровне делает выбор, о котором говорили вы. Знаю, что вас ни в чем не убедишь. Деньги для вас - мерило всего. О таких, как вы, Достоевский сказал: "Сгинете вы, как подлая плесень", а я добавлю - но сначала уморите весь мир.
    Alexander Levin (опубликовано 2015-12-18 01:58:27)
    Крайние... может это одна из маний в "лермонтовских" странах "рабов-господ" искать крайних? Ведь так просто — "буржуй, миллионщик, воротила — всё схватил" и думать не надо. Их видно, и по "Деньги — мерило" и по банковским счетам. А где мерило для "раба (в данном случае — Б-жия) — Саровского"? Можно сказать — он знаменит, и это мерило духовности? А сколько не менее духовных "саровских" так и остались не знамениты? А сколько не менее знаменитых "анти-саровских", которые из "пастырей" стали "волками"? Может быть — знаменитость — вовсе и не мерило духовности, и сия материя ускользает, яко дух? А может мерило духа социума — вовсе не редкие саровские, - а сколько "презренного металла", то бишь "денежного мерила" тратится на... скажем... пресловутыx "голодающиx в Африке", уходит на необъятные добровольные "донейшн" множеству "БЕЕ": беженцам. больным, бездомным, безногим, безмозглым. Ну и законным пенсионерам, школьникам и больницам. Тут уж "богатенькие" страны первого мира — первые. Потому и первый мир. Потому и зубы точили на них "третьемирники" из стран господ-рабов - варвары и гунны, пока не загрызли Первый Рим и Второй. Очередь на съедение "Третьему Риму". И это вовсе не Москва, как думали 400 лет назад. А уж если "махаться" Достоевским, то он в дневниках ярко выводил примеры яркой русской бесшабашной духовности. Например, вылез купец из грязи в князи в ресторацию на "людей глянуть и себя показать". А как обратить на себя внимание? Драка? - Не круто. (языком антиллихенсии- не оригинально). А вот громко рыгануть (да с соплями) на скатерть белую... - это ШАГ! И разве с тех пор что-то стало лучше и веселее? Послушайте те ляляля, что поют в нынешних ресторациях, и что есть "хит". Разве эти ресторанные хиты - не "мерило" современной духовности? По закону проклятого рынка, изобретенного выкрестом Марксом? (Угадайте, почему подобную "сопливую духовность" практиковал даже сам Есенин)? Но зачем надо уж 200 лет копаться в загадке души русской, славянской, клеймить и глаголом жечь? Гляньте на страны "латинос", на прочие второго, третьего мира и четвертого мира. Одни еле выживают, другие тянутся вверх, ломаются, падают... Уверяю вас, все эти вопросы скоро кончатся, как кончился тысячелетний дух милитаризма Японии на Хиросиме и германский дух превосходства на униженных и попорченных фрау советской зоны оккупации. Как писал Горький о скорой буре — отдаленный гром ее уже слышит Англия, Испания, Франция, Нью-Ёрк, Калифорния. Буря. Скоро грянет буря. Не хочется? Но поля будут усеяны лежачими костьми. И господ и рабов. И буржуев и нищих. А пока — как приятно болтать о загадке душ наших, и даже о Саровском, маме Терезе, Далай Ламе. А разгадка все ближе. В Иране. В том самом, где 64 года назад не было производства пистолетов, который почти без выстрела с севера заняли несколько полков полуинвалидов "годных к нестроевой" и построили завод пулеметов. А сейчас их лидер и фюрер вещает о превосходстве персидской расы истинных арийцев и о ликвидации недочеловеков. И скорейшем строительстве сверхоружия. Что бы покарать, отомстить и защитить. И самое смешное, что бояре Московии к ней длань приложили, (начали с пулеметного завода и кончают — все знают кем и чем) вместо того, чтобы задавить на корню и продолжить немного наши интересные беседы. А ведь как красиво было 64 года назад: Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война!
    Ярослав Задорожній (опубликовано 2015-12-18 03:31:00)
    В генномодифицированных продуктах нет решительно ничего отравного и плохого. Эту пугалку для дебилов выдумали коммунисты)) Но тебе плевать на свою жизнь, поэтому и другим нечего о тебе беспокоиться.
Елена Акира (опубликовано 2015-12-17 01:24:14)
К сожалению, писак у нас много развелось, здесь еще цветочки, а иногда очень уж глупые статьи пишут. лично я против такой сытой жизни, когда писаки зарабатывают денег больше, чем рабочие на заводах на порядок, при этом пользы от них на порядок меньше. Это и есть капитализм - сфотать в разных ракурсах, написать побольше громких слов и продать подороже и не важно, что на самом деле эти статьи выеденного яйца не стоят, обычные зарисовки обывателя. Только, по-моему, тут не за что уважать ни писателей, ни редактора.
    Ярослав Задорожній (опубликовано 2015-12-18 03:22:20)
    Так не читай. Покупай кирпичи))
Polina Savitskaya (опубликовано 2015-12-16 23:04:53)
Восхитительно, спасибо! И за контент, и за язык, и за ваши другие работы:)
Элла Жигунова (опубликовано 2015-12-16 22:57:30)
По комментам (некоторым) видно, что люди, которых используют, этого не осознают. Как же тяжело читать всех этих "россиянок". Бедные русские люди. Жертвы со времен Мамая.Я помню, год читала "Огонек" в 1989 году и повзрослела на рисунках Ефросинии Керсновской.
    Россиянка Наталья (опубликовано 2015-12-16 23:05:57)
    )))) читайте этих "европеек", кто вас заставляет так истязать себя? Не надрывайтесь, дорогуша, вам не понять. :)
      Кошеленко Владлен (опубликовано 2015-12-17 18:51:01)
      бот-трансвестит - это нескрепно, "россиянка наталья"
Влад Александров (опубликовано 2015-12-16 20:50:08)
Хочет в топку, не хочет в топку - кто его спрашивать будет. Пойдут как миленькие.
Людмила Остапенко (опубликовано 2015-12-16 20:04:33)
Вячеслав Рабинович #БетоннаяСтена Каждый день России кто-то всаживает ножь в спину. Вот и сегодня. С «неожиданной» стороны. Ну что ж такое? Весь мир нам враг. Израиль предложил государствам ЕС построить газопровод от своего месторождения «Тамар» на Средиземноморском побережье через Кипр и Грецию. И странам Южной Европы эта идея... что...? Правильно. Понравилась. И теперь газ в Европу будет поставлять кто...? Правильно. Израиль. Израиль, Карл!!! Израиль! А Газпром будет сосать. А знаете почему? Потому что в XXI веке торговые партнеры не нападают друг на друга. Не шантажируют НЕпродажей чего-то, особенно когда это «что-то» является обыкновенным... чем? Правильно, товаром. Товаром... каким? Правильно. Товаром, который можно купить на товарных рынках. Понимаешь, Карл?
    Россиянка Наталья (опубликовано 2015-12-16 23:01:51)
    Советую хотя бы почитать о количестве газа у Израиля и сколько потребляет Европа, прежде чем вещать на публику.
Andrey Sanachoff (опубликовано 2015-12-16 19:06:14)
кто платит этой писательнице? Платите мне больше и получите лучше!!!
    marta-addams (опубликовано 2015-12-17 09:15:51)
    Вы даже не знаете, кто это, а уже уверены, что у вас получится лучше?) Ну-ну.
shenkenberg ivo (опубликовано 2015-12-16 18:34:28)
Жить в нищете и лечь костьми - это и есть часть культурного кода. И говорить чаплинские речи - это тоже часть культурного кода, и быть чаплиным при случае - это тоже часть К.К., и транслировать по радио чаплинские речи, и слушать их, и поддерживать их - это тоже часть К.К. Культурный код - это не вырубишь топором, это - гигантский континуум личных и общественных убеждений, и он не меняется в двадцать пять лет истории социума, будучи проверенный временем и аттестованный как положительный опыт социума на протяжение 1000 лет его истории, когда социум выжил в своих экономических и политических границах благодаря этому самому, на ваш просвещённый взгляд безобразному, Культурному Коду. Внутри него живут почти абсолютно все здешние люди. Где вы возьмёте такую машинку, чтоб за пару сотен лет стереть одни убеждения и записать в головы убеждения другие, другого Культурного кода?? Особенно если не имеете понятия о существе того материала, о котором берётесь рассуждать.
Ольга Карпова (опубликовано 2015-12-16 16:04:12)
Спасибо! эти слова хотя во многом и горькие, но как поддерживают...
Борис Митрофанов (опубликовано 2015-12-16 15:37:09)
Отличная статья! Как обычно с православным адком в каментах. Православнутым русским читать статью не рекомендуется во избежании неприятного зуда в области ануса:)))) му-ха-ха!!!
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:23:50)
    им вообще ничего читать не рекомендуется :( они не способны воспринимать никакие новые идеи, если их не прозомбировал в нужную сторону ТВ
Россиянка Наталья (опубликовано 2015-12-16 14:42:32)
«Навешивать на людей свои цели и ценности, навязывать им свои политические мотивы, которые на данный момент у них самих начисто отсутствующих, смысла не вижу.» - смысла не видите, а навешиваете. «…и все будут есть траву» - это как же надо настрадаться, чтобы написать такое сравнение? «весь прошлый год: «Мы вернулись домой». Крым – в Россию, россияне – в СССР. Мы дома. Прореженные полки магазинов, еда из не пойми чего, заграница кому-то недоступна, а кому-то уже не по карману, все нас не любят, вокруг враги, своим тоже нельзя доверять – небось нацпредатели, только ядерные ракеты наша защита – МЫ ДОМА.» - это мадам сожалеет о возврате русских в Россию или о утерянных хамоне и пармезане? Дальше о несчастных детях. Мне показалось, что у мадам было трудное детство, нелюбовь родителей, деревянные игрушки, да и сейчас любви не наблюдается, поэтому и стала психологом. Кстати, мне тоже неуютно в хоромах, сразу хочется в свою небольшую, уютную квартирку. Ээээх! Да чего с меня бедной взять?... «Потому что они не умеют быть состоятельными, не владеют технологиями сбережения и разумного использования свободных денег, и не хотят им учиться, а сами деньги «жгут карман», вступая в противоречие с образом себя-нищего, и потому бывают быстро и неэффективно растранжирены.» «Сразу вспоминается множество рассказов, слышанных от знакомых историков. Про то, как тысячами умирали люди на строительстве дворцов Петербурга» … мдя, вот если бы мадам в школе историю учила, то и не надо было бы понаслышке узнавать её у знакомых историков. Мадам, а историки вам не упоминали вскользь в разговоре о миллионах при Французской революции? И что все войны и идеи революций, унесшие миллионы жизней, пришли из благополучной, сытой и «гуманной» Европы? Мадам, патриотизм можно проще расшифровать, без витиеватых фраз – любовь к стране, а вот к какой, человек решает сам. «что культурный код на самом деле разнообразней и богаче, чем казалось некоторым» - мадам про себя, ибо это она так трактует код, да и само название «код» - несуразная выдумка автора. Народ говорит: предназначение! Хотя полностью согласна: «что-то стало меняться к лучшему. Люди стали обустраивать свои дома, свои семьи, свою жизнь. Начали верить, что что-то может быть для них, ради них. Да хотя бы удобная скамейка на улице или чистый туалет в поезде. Люди начали позволять себе строить планы, иметь сбережения, покупать красивое и есть вкусное. Начали интересоваться своими чувствами и состояниями, а также чувствами близких. Пусть не все, не везде, но немалая часть.» - это ПОСЛЕ торжества демократии и дружбы с Билом и Колем.
    Кошеленко Владлен (опубликовано 2015-12-17 18:54:00)
    слишком многословно, чтобы быть правдой, "россиянк наталий"
Anna Maximenkova (опубликовано 2015-12-16 14:28:58)
Стоит почитать
Svetlana Stepanova (опубликовано 2015-12-16 13:48:07)
Спасибо от спящих ! Может хоть как то через ваши статьи станет возможным смотреть на реальность происходящего, без плакатов и стягов !
kot-begemott (опубликовано 2015-12-16 13:45:59)
Так она не только в психологии мало смыслит???
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:24:55)
    по делу возразить есть что или это было для старшего смены в ольгино?
Anna Kolomiets (опубликовано 2015-12-16 13:38:03)
Спасибо! Прекрасная статья!Мы вернулись домой? Не хочется возвращаться! Да, мы славяне, есть у нас рабское начало, непростая история. Пребываем в хаосе. Но виноваты в создании хаоса не какие-то внешние влияния с Запада и не люди у власти, они сами в хаосе. Мы живем в переломный период. Надо понимать, что назад, к прежнему СССР дороги нет, это утопия, она себя изжила, было легко и спокойно не потому, что это было «правильной» системой для людей с рабским началом, а потому что это был такой период эволюционного развития. Но противоречия накапливались, накапливались, и система изжила себя, возникли объективные предпосылки для ее смены. Не потому что кто-там выиграл холодную войну. Это естественный детерминированный процесс смены одной исторической формации другой. В древние времена, когда люди не знали откуда берется молния, они тоже думали, что кто-то был виноват: Бог сердится, в нашем случае Перун, и бросает в людей свои стрелы. Что важно в хаосе? ОБЪЕДИНЯТЬСЯ с точками силы, каждое маленькое движение имеет большие последствия. Патриотизм не есть точка силы. Религия, к сожалению, тоже уже не точка силы. ГУМАНИЗМ – точка силы. Что будет с теми, кто поставил не на точки силы и пошел в прямо противоположном направлении? Они будут отброшены к краю или погибнут. Почему-то из Маркса вспомнилось: «Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым»
Илья Акулов (опубликовано 2015-12-16 12:56:14)
Великолепная статья. Спасибо вам. Страшно, когда люди хотят быть пережёванными и выплюнутыми, но зато с по чёсанной гордынькой.
pdf-2020 (опубликовано 2015-12-16 12:52:11)
Смотрю я на эту упитанную и высокообразованную женщину и думаю, вот ведь сколько произнесено умных слов для защиты своего священного права вкусно есть и в комфорте утилизировать переработанное. А кто вам мешает это делать? И почему вы навязываете нам свои ценности?
    marta-addams (опубликовано 2015-12-17 09:35:06)
    Я не могу отвечать за Людмилу. Вас только ее ответ интересует, или мой ответ тоже сойдет?
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:26:54)
    так это не она навязывает вам, а вы - ей! причем как всякий скот, вы, даже не понимаете, что навязываете окружающим свою тупую точку зрения. вы же не только собственный дом загадили, но и ко всем соседям лезете, чтобы и у них всё загадить!
Lena Ryschkova (опубликовано 2015-12-16 12:24:34)
спасибо. Очень точно и правильно
Андрей Горский (опубликовано 2015-12-16 11:46:30)
Спасибо!
Vera Talis (опубликовано 2015-12-16 10:28:24)
Спасибо!
Хая-Мушка Блювштейн (опубликовано 2015-12-16 09:04:44)
русский по одному взгляду может определить, что перед ним украинец. При взгляде на украинца, у россиянина начинают капать из пасти слюни и начинается нестерпимый зуд в анусе.
Olga Secheiko (опубликовано 2015-12-16 08:59:21)
В точку!
Mascha Ponomareva (опубликовано 2015-12-16 05:24:25)
Как я ее лююлю! (Людмилу) Так важно об этом говорить, чтобы это изжить. Это, к сожалению, во многом про меня, хотя от многого я уже освободилась, но не до конца.
Vladimir Chupin (опубликовано 2015-12-16 00:42:13)
Всё-таки религиозное самопожертвование, как мне представляется, воодушевляется истинными ценностями заботы о духовном развитии ближних, а не трескучей политической пропагандой. Например, Христа правители Иудеи считали национал-предателем. Полезно поразмыслить, за какие именно идеалы Он счёл нужным умереть. Не за национальный суверенитет, заметьте...
    Ivan Yu (опубликовано 2015-12-18 17:30:33)
    не хочу расстраивать, но Иисус был казнен не правителями Иудеи (таковых тогда уже не было), а римским прокуратором, и надпись на кресте была с указанием на претензию на то, что царь иудейский. второе, по его собственным словам, он пришел к заблудшим овцам Израиля, а несть эллина и иудея он никогда не говорил, это был Павел, который даже не встречался никогда с Иисусом. одним словом, знакомство с первоисточником на уровне твердой двойки :(
zhora timofeev (опубликовано 2015-12-15 20:22:28)
Очень достойно,но автор не понимает,что такое страдание за веру и за Христа,но оно это страдание возможно,увы только в Православной стране,п как автор точно подметила,что мир этот куда гонит "страдать" несчастный народ увы далёк от этих идеалов.Когда эта,ноне территория с популяцией была Россией и Святой Русью,тогда из уст законных пастырей,а не упырей московского паханата,эти слова о страдание за Веру Царя и Отечество,они были так же близки и дороги всем Русским,как и Символ веры христианской,а ноне еретическая сергианская организация.может только прожирать свои акцизы от вкладов в разные биржи и в Америке у нас в том числе.Чадо РПЦз (под амофором Митр.Виталия )Георгий Тимофеев
    kot-begemott (опубликовано 2015-12-16 13:46:42)
    Жора... Автор вообще мало что понимает))
      marta-addams (опубликовано 2015-12-17 09:27:08)
      Вы сами мало что понимаете, простите.

Добавить комментарий


Актуальное видео
Стрельба у здания Парламента Великобритании в Лондоне. Полиция применила оружие против как минимум одного человека, совершившего попытку нападения на полицейского. Нападавший был застрелен. Вскоре стало известно о том, что в той же части города — на Вестминстерском мосту — автомобиль врезался в толпу пешеходов. В результате как минимум пять человек погибли.
 18:37, 22.03.2017
18 марта около в туалете камеры московского СИЗО № 5 было обнаружено тело бывшего исполнительного директора Роскосмоса Владимира Евдокимова. На его теле обнаружили ножевые ранения в грудь и шею, при этом дверь туалета была заперта изнутри. «Спектр» собрал всю информацию, которая на данный момент известна об этом загадочном убийстве.
 18:23, 20.03.2017
Простые жители Сирии - волонтер, учитель информатики, фотограф, продавец и другие - рассказали свои истории о повседневной жизни в стране, которую уже шесть лет на множество неравных частей разорвал продолжающийся вооруженный конфликт.
 17:59, 22.03.2017
Теракт в Лондоне, есть жертвы. Депутат Госдумы попросил СК проверить «тайную империю» Медведева, Верховный суд отказался смягчить приговор Варваре Карауловой, Никита Белых стал фигурантом еще одного дела - и другие события 22 марта
 18:09, 22.03.2017
Милонов попросил генпрокурора проверить «масонские ложи» в России, Суд вынес приговор участнику теракта на Дубровке, Лукашенко рассказал о задержании «пары десятков» боевиков-провокаторов - и другие события 21 марта
 16:07, 21.03.2017
20 марта в Крыму впервые в истории Вооруженных Сил России начались учения ВДВ совместно с Черноморским флотом и Воздушно-космическими силами. Маневры с участием более 2,5 тысяч десантников и около 600 единиц боевой техники - в фотогалерее «Спектра».
 13:57, 20.03.2017