• $57.65
  • €69.07
  • 56.86

Follow @spektronline

Комплекс профессора Преображенского. «Нация рабов» и бремя интеллигента


Текст Людмила Петрановская
 12:03, 01.09.2016


Картина Николая Копейкина.

UPD: Аркадий Бабченко опубликовал ответный материал — 

«Небритое мурло с плюшевой обезьянкой». Аркадий Бабченко о том, кто определяет лицо страны

Возвращаешься из отпуска – а на Родине все по-прежнему. И обсуждение вечной темы «Жалкая нация, нация рабов, снизу доверху все рабы».

В едином злобном порыве

На этот раз запевалой выступил Аркадий Бабченко. Остальные партии давно расписаны и разучены, так что все идет как по маслу. Вступает хор: о да, да, здесь вокруг все рабы, так было и так будет, и как же нам «бороться со ста миллионами человек, если они в едином злобном порыве желают накрыться тазом». Сто миллионов в едином злобном порыве, да еще с падающим на них тазом – это образ огромной эпической силы. Не знаю, как у кого, у меня идут мурашки по спине. Хорошо, хоть младенцев автор вычел.

Заодно достигается консенсус по еще одному вопросу: выясняется (сюрприз!), что Путин не виноват: «нет, оказывается, никакого захватившего власть диктатора Путина. Он не диктатор. Он – их царь…. Он – это они». То есть, чуть ли не главный демократ: не корысти ради, а токмо волею пославшего его народа. А раньше, бывало, Гаагой грозились. Видать, передумали, кто ж главных демократов в Гаагу сдает.

В российском публичном пространстве подобные песнопения повторяются регулярно на манер ритуала. Поводом может стать публикация результатов какого-нибудь социологического опроса, или высказывания, подслушанные кем-то где-то в транспорте, да что угодно. В данном случае автор, видимо, считает, что должен как-то оправдываться насчет решения не бороться, а уехать. Кому должен и почему – загадка. Мне-то кажется, что для взрослого семейного человека все же главное – профессиональная реализация и семья; учитывая, что журналистом в России сегодня быть невозможно в принципе, переезд выглядит очень здравой идеей. Зачем сюда приплетать стомульонов злобных рабов, неясно. Это ж не они автора поставили в стоп-лист, а цензоры незахватывавшего власть недиктатора. Стомульонов как раз с удовольствием бы Аркадия в телевизоре послушали, публика любит экспрессивных мужчин.

Впрочем, эмоциональными текстами в блогах тема не исчерпывается. Желающий приобщиться к тренду может полюбоваться на картины Васи Ложкина, прослушать песню группы «Ленинград» «Любит наш народ всякое г..но» или почитать интервью с писателем Улицкой, развивающей тему «отрицательного генетического отбора».

Инвариантом остается содержание про «нацию рабов», после Чернышевского прибавили только слова типа «генотип» и «менталитет» и/или много мата. (Кстати, Чернышевскому эти слова приписал Ленин, на самом деле это прямая речь героя его романа «Пролог», довольно противного типа). При этом граница приемлемого и допустимого в подобных высказываниях все дальше сдвигается в сторону чего-то коричневого и совсем дурно пахнущего. За последние пару лет от воплей «люди, вы что, одурели?», вполне нормальных в данной ситуации, перешли уже к рассуждениям про «генетическую сущность».

Параллельно тот же процесс развивается у соседей, там получают популярность авторы, сделавшие своим публицистическим коньком рассуждения о рабской/оркской природе небратьев. Эти авторы и их поклонники решили, что российская агрессия – повод выдать себе индульгенцию на откровенно нацистские высказывания, а жертвы украинского народа можно удачно конвертировать в отмену любых моральных ограничений для себя, прекрасных. Не представляю, как это может быть увязано с идеей европейского выбора, но, это их незалежное дело, кому нравится, как такое пахнет– пусть нюхают. Надеюсь, тех, кому противно, все же больше.

Вернемся к своему. Хочется понять, почему так?

На эмоциональный выброс всякий имеет право, время нынче нервное, но ведь каждое выступление того или иного автора, раздосадованного низкосортностью соотечественников, неизменно собирает множество лайков и перепостов от единомышленников. Почему в картину мира сегодняшнего российского интеллигента, оппозиционно настроенного к власти, сплошь и рядом краеугольным камнем входит идея «народа-урода», любящего всякое… ну, вы помните, и потому тянущего страну в мрачные толщи архаики, рабства, малограмотности и ватников с лабутенами?

Государевы люди

Начать приходится с вопроса о том, что же из себя представляет эта социальная страта – российская интеллигенция? Говорят, уникальная – в других языках даже слова такого нет. Есть «интеллектуалы», но это другое. У нашей интеллигенции не только высшее образование в голове, у нее «души прекрасные порывы». Было даже в свое время придумано Солженицыным отдельное слово «образованец» – чтобы отличать просто человека с дипломом от – произносить с придыханием – интеллигента. Слово не прижилось, что делает честь великому и могучему, но попытка характерная.

Конечно, в любом современном обществе есть и должна быть та часть, через которую общество думает. Рефлексирует происходящее, пересматривает нормы и ценности, осознает себя, планирует будущее. Чтобы все это делать, люди должны быть в достаточной степени свободны лично и экономически, то есть не работать от зари до зари ради выживания и быть хозяевами самих себя, а не чьим-то имуществом. Если ты имущество, иметь ценности – смертельно опасное излишество, которое принесет только дополнительные муки (про это написана «Хижина дяди Тома», например).

Таким образом, при естественном ходе развития общества частью, отвечающей за думанье и рефлексию, становятся люди, обладающие ресурсом личной и экономической независимости от какого бы то ни было «хозяина», и это дает им возможность критически мыслить, иронизировать над властьимущими, ломать стереотипы и дразнить общественную мораль; а еще создавать школы, университеты, энциклопедии, газеты, религиозные учения, научные концепции и идеологические доктрины, ну и в качестве побочных эффектов – множество удобных вещей, от ватер-клозета до интернета. Это чувство своей независимости позволяет в самые сложные моменты сказать: «На том стою и не могу иначе», а на худой конец выпить цикуту или взойти на эшафот.

Судьба российской интеллигенции начиналась иначе. После тотальной зачистки общественного поля от любых намеков на личную свободу, которой успешно занималось российское государство век за веком, при Петре ему вдруг понадобились «образованные». Чтоб как в Европах. Ну, царь сказал – царь сделал. Из массы подданных были повыдерганы те, что посмышленей, и назначены образованным сословием. Им было отведено место в табели о рангах, жалованье и миссия назначена – исполнять замыслы государя и внедрять в массу «темного народа» правильные с точки зрения власти нравы и устремления. За это они сами получали доступ к знаниям и возможность «чистой» работы, но никакой личной и экономической свободы, естественно, не предполагалось. Это были государевы люди, а он в своих холопах был, по традиции, полностью волен. Мог сослать или посадить, мог за границу не пустить, мог побить палкой, мог женить, мог запретить жениться, мог жену или дочь в углу прижать. Но, по сравнению с кошмарной жизнью и бесправием всех остальных, жизнь «образованных» была легче. Как в лагере при кухне или медпункте.

Так и пошло дальше. «Вглядимся в интеллигенцию первого столетия. Для нас она воплощается в сонме теперь уже безымянных публицистов, переводчиков, сатириков, драматургов и поэтов, которые, сплотившись вокруг трона, ведут священную борьбу с «тьмой» народной жизни. Они перекликаются с Вольтерами и Дидеротами, как их венценосная повелительница, или ловят мистические голоса с Запада, прекраснодушествуют, ужасаются рабству, которое их кормит, тирании, которой не видят в позолоченном абсолютизме […] что единит их всех, так это культ Империи, неподдельный восторг перед самодержавием» – писал философ Георгий Федотов в начале XX века.

Единит, что уж. Даже Пушкин, наше все, – не избежал. Но он зато свою работу выполнил полно и честно, как делал все и всегда, – отрефлексировал свое амбивалентное отношение к власти с трезвым мужеством, без утайки и пропусков. После него мало кто так честно и точно позволял себе это делать. Обычно или уверяли, что только любят, или что только ненавидят, остальную половину амбивалентности проецируя на идейных оппонентов.

Преодолевая родовую травму

Быть, по меткому выражению современного философа и историка Петра Рябова, «творческими рабами», культурными надзирателями над «темным народом» – вот предназначение российской интеллигенции, ее родовая травма. Не чувствуя под собой почвы, не имея защиты закона, не имея возможности свободно и независимо распоряжаться ни заработанным, ни самой своей жизнью, интеллигенция должна была как-то справляться с внутренним конфликтом. В таких случаях идут в ход психологические защиты, а они при наличии развитого мозга бывают весьма креативны и сложноустроены. 

Так рождаются компенсаторные идеи о превосходстве над «стадом» – одновременно с идеей вины перед народом; мечты о том, как народ «воспрянет» и освободит себя, а главное – нас, одновременно с ужасом перед «бунтом бессмысленным и беспощадным» и упованием на власть как «главного европейца». 

Так появляется фантазия о своей миссии «сеять разумное, доброе, вечное», культовые пошлости вроде «морального кодекса русского интеллигента» (позаимствованного из частного письма родственнику), ярлык «совесть нации», навешиваемый то на одного, то на другого несчастного ботаника, затравленного спецслужбами за недостаточную лояльность. Это уже не говоря о той части сословия, которая откровенно сидела у кормушки и обслуживала власть креативами вроде православия-самодержавия-народности.

Но происходило и нечто другое. К чести интеллигенции надо сказать, что с последствиями родовой травмы она начала бороться с того самого момента, как хоть чуть-чуть встала на ноги. История этой борьбы полна славных имен, она и родила великую русскую культуру, исследовавшую проблемы несвободы и власти до самых тонких и сложных нюансов, как можно исследовать только то, что очень болит.

И ведь уже почти получилось.

За 19 век были пройдены этап военного переворота, этап «служения» в духе Гриши Добросклонова, многочисленные периоды депрессий на тему «духовно навеки почившего» народа. Были принесены огромные жертвы. Как пишет Федотов, интеллигенция «пыталась своими телами засыпать пропасть между собой и народом». Тысячи погибли в казематах крепостей и на каторгах, и это до всякого террора с их стороны, просто за попытки разговаривать. Впрочем, народ попытки учить его жить тоже не приветствовал.

Но к концу века был найден новый формат взаимодействия – партнерский, на равных. Земское движение переросло в мощное кооперативное движение, в котором знания образованного сословия наконец использовались не в интересах власти, а в интересах людей. Интеллигенция перестала «сеять разумное, доброе, вечное», а просто учила считать и писать, вести бухгалтерию, писать судебные иски и планировать севооборот. Поражаясь в процессе вдруг обнаруженному совсем другому «народу» – изобретательному, трезвомыслящему, ироничному, жадному до знаний, адаптированному к нелегкой жизни благодаря сотням собственных социальных и бытовых лайфхаков, способному к сложнейшим формам самоорганизации и кооперации. Эти люди, кстати, описали свой опыт довольно подробно, но в советское время было сделано все, чтобы каждый знал про народников-террористов, но никто не знал, что существовало на порядки более массовое и эффективное движение, в котором «интеллигенция» и «простой народ» почти успели стать просто народом, гражданской нацией. И наверное, смогли бы, не начнись всемирная мясорубка. 

Ирина Олицкая, выросшая в семье эсера-агронома, описывала в воспоминаниях, как знакомые крестьяне старались передать их семье в голодный Петербург 18-19 годов какой-то еды. Большевики не могли простить, что с треском проиграли этой силе выборы в Учредительное собрание, после чего с выборами жестко и быстро покончили, как и с самими эсерами.

Человекоядное государство перезагрузилось, и, перебив или выгнав почти всю прежнюю интеллигенцию, власть снова повторила кульбит Петра – набрала преданных и смышленых, создав новую, всем ей обязанную и абсолютно не защищенную от произвола интеллигенцию. И все повторилось вновь, но в ускоренном и сильно упрошенном, почти фарсовом режиме: обожание тирана, переходящее в ненависть, самозабвенный труд ради великого будущего, мессианские фантазии о своей роли «совести нации», фронда на кухнях выданных властью квартир, борьба за привилегии, книги в стол, много алкоголя, и, в комплекте, презрение к «обывателям» и «мещанам», которых презирать и ненавидеть было куда безопасней, чем тех, кто тебя имел. Кто не хотел в это играть и начинал презирать и ненавидеть по адресу, из сословия бдительно выкорчевывались и шли кто на зону, кто в эмиграцию, кто в кочегары.

С крушением СССР начался бардак и нелюбовный треугольник «власть-народ-интеллигенция» начал трещать и шататься. Часть интеллигенции застряла в ностальгии по славным прежним временам, когда можно было на писательских и профессорских дачах думать о судьбах Родины и не любить власть, при этом ревниво считаясь знаками ее внимания – орденами да премиями. Часть пристроилась к новой кормушке, не забывая брюзжать про «бездуховную эпоху чистогана». Но большая часть, особенно те, кто помоложе и поактивнее, начала из треугольника выбираться и обретать независимость от власти.

В начале нового века интеллигенция уже отчасти переназвалась в «креативный класс», повеселела, перестала с болезненным выражением лица «выдавливать из себя раба» и всем тыкать в нос выдавленное, научилась ездить по миру, зарабатывать и судиться, и даже немножко самоорганизовываться, занялась социальной сферой и гражданским контролем, начала выходить на международный рынок труда и узнавать себе цену, создавать независимые от власти проекты и даже задумалась в 2011-12, не пора ли начать подчинять государство гражданскому обществу. Как тут случился имперский выхлоп, а прекрасный план прогнать ОПГ от власти, помахав шариками, провалился. Выхлоп довольно быстро сдулся, но все равно триггер сработал и опять завелась старая шарманка про «жалкую нацию», и только мы тут, с прекрасными лицами, стоим все в белом среди победивших гопников.

Внутри сюжета

В текстах «про совков и гопников» очень часто звучат отсылки к «Собачьему сердцу» Булгакова. Мол, Шарикова сколько не приучай вилкой и салфеткой пользоваться, а он все одно скотина скотиной, опасная притом. Одобрительно цитируется профессор Преображенский, его знаменитый пассаж про разруху в головах и необходимость чистоты в парадном и в уборной. Цитируется в том смысле, что Преображенский голова, он зрит в корень и выражает, говоря языком школьной литературы, позицию автора. И как не солидаризироваться с профессором, человеком ученым и порядочным, интеллигентом, рыцарем культуры, практически в одиночку противостоящем надвигающемуся хаосу, хаму, который долго был грядущим, а вот теперь стоит на пороге с постановлением.

На самом деле, если отложить в сторону впечатление от фильма режиссера Бортко, чей стиль отмечен удивительным сплавом профессионального мастерства и феноменальной этической глухоты, у самого-то Булгакова все иначе.

Там культурный профессор, светило науки, обеспечивает высокопоставленным упырям возможность трахать четырнадцатилетних девочек и пользуется своими связями для получения охранных грамот от новой власти. Нет, он не забывает в правильном месте закатить глаза – мол, помилуйте, как можно, но взашей упырей не выгоняет и денежки брать не брезгует.

В голодающем и замерзающем городе он наворачивает деликатесы и гордится чистотой уборной, которую моет прислуга. Даже Шарик, когда был еще псом, был добрей и человечней профессора – он замечает людей вокруг, он думает как им тяжело, голодно, страшно. Став Шариковым, он находит, не осознавая, зачем и что делает, не помня, почему, ту самую девочку-секретаршу в тонких чулках, которую пожалел будучи псом, и приводит в тепло и сытость. Профессор ее отчитывает и выставляет обратно, сунув немного денег.

У Булгакова Преображенский и Шариков – один другого стоят, они две части одного целого. Шариков – шарж на профессора, его Тень, он также озабочен едой, также самоуверен, также успешно «устраивается» в новой жизни и даже также занимается вивисекцией, только профессор режет кроликов, а Шариков – кошек. Преображенский «выдавливает из себя» отвратительного Шарикова, презирает его и самоутверждается за его счет, это называется механизмом проекции, когда все ненавидимое и не признаваемое в себе мы приписываем другим, «очищаясь» таким образом от внутреннего конфликта.

«Собачье сердце» – это миф о сотворении, о том, как российская интеллигенция вновь и вновь рождает своего Франкенштейна – вымышленный образ народа-урода, «из-за которого все». В нем сплавлены два излюбленных интеллигенцией образа: народа – несчастного замученного бессловесного животного и народа-гопника, алкаша и дебошира. Хитроумно скрестить, используя свои знания и таланты – и получится Шариков.

Этот акт творения протекает вне реального времени, во времени символическом. Мистерия длится, цикл крутится вновь и вновь, и пассажи про «генетически измененных дебилов-инфантилов» по-прежнему особенно хорошо идут под осетрину и водочку.

Слушайте, вы вообще в своем уме, когда с этим солидаризируетесь?

Может, хватит?

Между тем те социологи, которые занимаются правда социологией, а не заказными опросами, говорят нам совершенно другое. Дела наши плохи, говорят они, не из-за низкого качества населения, а из-за крайне низкого качества государства. 

Но тогда получается, что вопли про «стадо-быдло-дебилов-неизлечимых совков-ватников» – это не просто недостойная истерика, от которой старая русская интеллигенция, наверное, в гробах морщится. Это весьма некрасивая сделка с совестью, а заодно – так уж выходит – и с властью, которая у нас теперь «не диктатор». Слушайте, ну противно же. У старой интеллигенции была трагедия, о которой говорил Федотов – честное осознание своего рабства и попытка вырваться из него через союз с народом. У нынешних фарс – обгадить соотечественников, чтобы решить свой внутренний конфликт. Если я презираю (холопов), то существую (сам не холоп). Если вокруг рабы, то мой гражданский долг – лишь твердить им об этом. Как ненапряжно!

При этом, что характерно, треугольника больше нет и не будет, нынешней власти умники уже не нужны. У нее больше нет модернизационных планов. Так, день простоять, да ночь продержаться. В ее сторону нет смысла смотреть, там даже Медного всадника нет, только голый Путин на футболке.

Если и может быть у кого спрос на наши знания и компетенции, товарищи образованное сословие, то только у тех самых ста миллионов, у населения. Оно в сложной ситуации сейчас. Ему нужны знания, нужны социальные технологии, нужен язык для осмысления происходящего. Хотите и можете этим заниматься – не «оседлывать протест», а впрягаться и работать вместе – прекрасно. Нет – так ведь никто не обязан никого спасать и ни за кого бороться, мы все знаем, чем сменяется роль Спасателя-Борца. Через шаг он начинает вещать про дебилов-инфантилов-алкоголиков, которых могила исправит. Каждый имеет право устать, уехать, отойти в тень¸ заняться чем-то другим, это нормально. В конце концов, иногда можно больше сделать, находясь в безопасности. Иногда, вообще, лучше всего взять паузу и дать время людям вернуться к контакту с реальностью.  Ненормально унижать, злорадствовать и соединяться с властью в презрении к «быдлу», которое грех не стричь – только власть стрижет бабло, а вы моральные купоны.

Людям сейчас тяжело и будет еще тяжелее. Вы правда думаете, что делаете хорошее дело, раз за разом, словно информационный вирус, запуская в общественное пространство мысль, что их имели и будут иметь всегда, такова уж их рабская сущность? Это хороший, граждански ответственный способ реализовать свою вербальную одаренность? Не пора ли выдавить из себя профессора Преображенского вместе с входящим в него Шариковым (желательно не по капле, столько времени уже нет), и послать уже наконец эту затасканную веками игру по известному каждому русскому интеллигенту адресу?

—————————————————————————————————————————————————————

UPD: Аркадий Бабченко опубликовал ответный материал — 

«Небритое мурло с плюшевой обезьянкой». Аркадий Бабченко о том, кто определяет лицо страны




Комментарии пользователей (всего — 79)
Валерий Рысин (опубликовано 2017-01-03 00:27:40)
В сущности, Бабченко в этой статье вполне асоциальный тип, в своей как бы отповеди он даже не понимает, что такое человек в обществе, а не в лесной норе. К счастью, он еще и пижон, и эта поза – притвориться худшим, чем он есть – во многом объясняется рыночным поведением.
Ирина Антипова (опубликовано 2016-10-28 19:19:20)
Может быть дело в том, что народ необходимо вылечить и спасти? А интеллигенция в лечении через спасательство не нуждается? Или спасать уже поздно, поскольку судя по количеству и качеству диагнозов, тут уже даже не малая, а большая психиатрия по ней плачет (
Ирина Антипова (опубликовано 2016-10-28 19:13:10)
Чем больше читаю статьи Людмилы ,посвященные "народной теме", тем больше расстраиваюсь. Слежу за развитием темы довольно давно, начиная от первой реакции по поводу аннексии Крыма, которая была может и несколько агрессивной в адрес этого самого "народа", но все же более живой и естественной. Обычное и нормальное в сложившихся обстоятельствах отреагирование эмоций. Но тема развивается и развивается весьма странным образом. Сейчас складывается ощущение что вся та агрессия, которая была направлена в адрес "народа", обратилась на еще более обобщенного персонажа "интеллигенцию". При этом "народ" необходимо понять и простить, а "интеллигенцию", напротив, виноватить как можно интенсивнее возложив на нее всю ответственность, в том числе, и в первую очередь, сняв ее с невиноватого "народа". А народ это кто, собственно? Вот конкретно? Как уважаемая Людмила поняла, что Бабченко он ни разу не народ? А Моторола,видимо, народ? И почему Бабченко виноват во всем, в отличие от Моторолы? Впрочем спасибо, интеллигенция в статье хотя бы персонифицировалась в образе Бабченко. "Народ" такой персонификации даже не был удостоин. Но откуда Петрановская так много знает о Бабченко? О его мыслях, мотивах, травмах и паттернах? Наверное она его терапевт? Но как быть в этом случае с конфиденциальностью, а также с тем, что Бабченко себя в описываемом образе совершенно не узнает? И все обвинения в грехах отрицает? Да и я читая его давно и постоянно, но тоже не узнаю в описании Людмилы? Похоже что основой статьи являются те самые проекции, о которых Людмила тут так много пишет, приписывая их только оппоненту, которым в данном случае является предельно обобщенный образ интеллигенции. Не ясно совершенно, что происходит с распределением ответственности и с многими другими вещами. А вот враждебность в адрес этого загадочного обобщенного объекта "интеллигенция" явно растет от статьи к статье. Почему ее можно клеймить и вешать на нее ярлыки, а на "народ" нельзя при этом совершенно непонятно. Очень досадно. Я высоко ценю лекции Людмилы и многие другие ее работы. Но "народная" тема сильно обесценивает ее вклад. Чем больше развивается эта тема, тем больше снижается доверие. Как к собеседнику и как к профессионалу. Тут явно супервизия бы не помешала и давно уже.
Наталія Бондаренко (опубликовано 2016-09-30 19:32:06)
Очень неприятно поразил переход на личности и агрессивность. Неожиданно от такого достойного человека. Ответ Бабченко более убедителен и корректный. А про народ? Так уже всё давно сказано: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! (Народ безмолвствует.)». Иносказательно: 1. О безропотном послушании народа власти, об отсутствие желания, воли, смелости защищать свои интересы. 2. О молчании присутствующих при обсуждении важного вопроса (ирон.).
Okhonine Victor (опубликовано 2016-09-25 03:22:36)
Информация к тщательному взвешенному размышлению. От себе. Польша приняла в первом чтении закон о запрете абортов. 230 голосов против 173. "И тут Паниковский понял, что его будут бить. Может быть, даже ногами." Други. Поверьте доброму гуманному человеку. Есть еще много спокойных мест. Там можно как-нибудь тихо затеряться. И. Больше никогда. Никого. Ничему. Не учить. Удачи.
Alexander Jakobidze-Gitman (опубликовано 2016-09-24 17:38:44)
Уважаемая Людмила, ложка дегтя в Вашем блестящем тексте - отсутствие ссылок в самом важном месте. Кто эти "настоящие социологи"? Где они это пишут? Я понимаю, что это не научная статья, но без элементарных пруф-линков Ваш тезис кажется абсолютно голословным.
Okhonine Victor (опубликовано 2016-09-22 19:30:24)
Кто вам сказал. Что народ подвластен вашей кремляди. Да гораздо намного меньше вас. Ах народ по некоторым признакам был бы рад, если бы кремлядь замочила вашингтонский обком. А обком кремлядь. Так это не называется рабская психология. Это называется прагматическая геополитика. По мнению народа, есть хорошийц вариант. Когда кремлядь и вашингтонский обком на контрах. И вариант похуже. Когда они заодно.
Okhonine Victor (опубликовано 2016-09-22 14:55:41)
Вообще страх грязи, урки, это типа симптом. Некрофилии. А страх чистоты вроде не симптом ничего особенного. Ходят блядь педерасты, и все время "ах мы геи, мы геи."
Kent Kudiyr Olgerd (опубликовано 2016-09-22 09:01:06)
В. И. Ленин. Раб, сознающий свое рабское положение и и борющий­ся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессозна­тельной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам." Все рабы. Кто-то идеи, кто-то личности. Чтобы не быть рабом надо не иметь ни идеи, ни хозяина.
Okhonine Victor (опубликовано 2016-09-22 07:01:32)
Урки. Вы и есть Шариковы. Пейте и трахайтесь. Именно вы. Это нормально. Займитесь наконец чем можете. И другим не мешайте. А помогайте. Наплодите уже каждый штук десять. А качество самогонки в укрокацапии по слухам растет. Кто делал некачественную- вымирают скорее, вот и растет. Так что пейте.Лучше молча.Можно мыча. Невнятно. Удачи.
Фёдор Калинин (опубликовано 2016-09-22 06:27:40)
Вот, например, как можно говорить "про Крым", про вооруженный конфликт на Донбассе без всякой связи с происходящим на Украине в целом, без всякой связи с международной обстановкой в целом итд? Да, людей убивать нехорошо (ах, какая свежая истина!)... Но почему-то на протяжении человеческой истрии люди то и дело сплошь и рядом убивают друг друга, это как? И почему понятие "народ" вызывает у Аркадия явный когнитивный диссонанс? Ни у кого больше не вызывает, все всё прекрасно понимают, о чём речь, не существует на этом ровном месте никакой проблемы... Парень явно пытается изобразить из себя моралиста, ну, а какой же моралист без негативного образа, которому не следует подражать? Таким образом, Аркадий тоже такой негативный образ лепит,-это некое "мурло с плюшевой обезьянкой"... Хотя госпожа Петрановская целую статью написала с предостережением о том, что, дескать, некрасиво это! Что не комильфо проецировать собственные комплексы на искусственный и отталкивающий образ "народа-урода", "шарикова" итд. Но только данные увещевания госпожи Петрановской-словно об стенку горох! Вот, мне одному показалось, что господин Бабченко спорит с госпожой Петрановской? На словах он, может быть, спорит и пытается опровергнуть мнение Людмилы. А на деле, получается, только подтверждает её тезис.
Михаил Ларин (опубликовано 2016-09-22 06:01:07)
Чем больше читаешь Бабченко, тем лучше понимаешь, почему наша оппозиция представляет из себя Кружок роющих дно им. Бомжены Рабинович.
Фёдор Калинин (опубликовано 2016-09-22 06:00:52)
Тогда как оппонент уважаемой Людмилы Петрановской, вместо того, чтобы промолчать или безоговорочно согласиться с мнением весьма умной и доброкачественно образованной дамы, написал ей в ответ пошлую, многословную и полностью безграмотную по содержанию отповедь. Вот уж воистину-иногда лучше жевать, чем говорить! Иногда лучше просто чесать в затылке, чем стучать по клаве не по делу... Но, вместе с тем, рука не поднимается осуждать господина Бабченко: судя по его возрасту, взросление, учение и формирование личности Аркадия пришлось на пресловутые "лихие 90-е", то есть, когда в России была очень проблемная эпоха, смутное время стояло на дворе... Ну, собственно, это многое объясняет. Становится понятным, что в лице Аркадия Бабченко мы имеем дело с полуобразованным полузнайкой, без системного образования и без целостной картины мира в голове. Вот и приходится дивиться, как человек изобретает велосипед, открывает Америку, -и всё это с таким видом, словно он-настоящий гений, а его читатели-сущие недоумки. Хотя, надо отдать должное Аркадию: он сразу четко проговаривает, что всё, чего он хочет-это делать, думать, писать и творить всё, что вздумается, ни перед кем не отчитываться и на всех плевать. Это честно. Только при этом возникает вопрос-для кого, собственно, он собирается, "говорить, думать и писать"? Ведь любой, скажем, самый завалящий писатель, если он не тупой графоман, предполагает некую целевую аудиторию, представляет своего читателя, мнение которого и реакция на творчество ему заведомо небезразличны! О чем писать собирается Аркадий и для кого? Если ему по барабану, кто будет читать его писанину, и что при этом подумает? Только, я подозреваю, наш "пейсатель" так далеко не заглядывает и о том совсем не заморачивается...
Okhonine Victor (опубликовано 2016-09-22 03:50:22)
Урки. Я вряд ли образованец. Или там антиллихент. А типа храматныу. В атличчи ат вас всех. Происходит тупая хтука. Человек недопроизошел от обезъяны. (96% поведенческих реакций- как у шимпанзе. А остальные 4%? А они неправильные вообще. Из обезъяньей жажды доминирования некоторые из вас сообща начинают продавливать идею что чужие все 100% неправильные. А их 4% это правильные 100%. Да фуфло. Реально- вот когда тупой народ не трогали- он себе плодился. В органических недалеких от обезъян формах. Потом пришли культуртрегеры. И устроили БЕССМЫСЛЕННЫЙ ГЕНОЦИД. Потому что человек и не готов существовать в ДАЛЕКИХ ОТ ОБЕЗЪЯН формах. 4% это слишком мало. А вдруг у кого-то 5%:? Ну бывает. У меня например. Как это увидеть? А у кого 5- те то понимают. Что народу культуртрегеры устроили бессмысленный геноцид. И ненависть культуртрегера к народу- совершенно понятна. Это ненависть палача к жертве. А что делать то? Культуртрегеру? А трахаться без контрацепции. Как шимпанзе. Больше он все равно ничего не может. Как и остальной народ. Никакой разницы. Африканский шимпанзе- он и в Сибири шимпанзе. И пить надо БОЛЬШЕ.
Фёдор Калинин (опубликовано 2016-09-21 16:13:35)
Хочу поблагодарить Людмилу Петрановскую за её человескую позицию. Она, пожалуй, едва ли не первая осмелилась призвать определённую категорию наших сограждан, в просторечии называемых "креаклами", "болотной оппозицией", вести себя прилично, оставить идиотские ярлыки и разговор "с народом" с позиции своего мнимого превосходства. Предложила им оставить свою отчужденность от "серой массы", а наоборот, проникнуться её проблемами и посочувствовать. Вместе с тем, она также призвала "креаклов" осознать свою просветительскую миссию, что наивно, на мой взгляд, но это всё-таки тёплая, человечная наивность.
Виктор Авин (опубликовано 2016-09-21 13:58:02)
самое смешное что и москали и хохлы, и украинцы и русские (и интеллигенция их) действительно рабы, только вопрос в том где спрятались фазаны? все там же - на уол стрит сидят наши рабовладельцы.сегодня у них маленькая проблема в России - им никак не вернуть к штурвалу надсмотрщика за рабами коммуниста, которого отодвинули от кассы бизнеса после тихого "восстания спартака" в 2000-м. и рабовладелец включил подготвленную на этот случай мину "украина", потом взорвал хрущевскую мину "крым", гениально играет, чо? так или иначе Россия с Украиной как минимум стоят на месте, а то уже начали опять как в 1913-м превращаться в самого опасного конкурента для запада. для этого рабовладелец спецом так криво запретил комуняк на украине, чтобы в Москве их поднять - Москва цель, украина стоит за миской похлебки из рук рабовладельца напрямую. Россией управлять через гарвардских мальчиков не получается, слишком сложная система, в России позарез нужен надсмотрщик за рабами из местных - коммунист. Это к тому что интеллигенцыя, хватит копаться в себе в очередной раз, сделайте простой и ясный поступок: попробуйте массово обратиться в Конституционный суд с требованием признать прошедшие выборы в России недействительными, поскольку в них участвовала антиконституционная партия "кпрф", в самом названии которой - уничтожение частной собственности, тогда как Конституция, глава 1, статья 8, пункт 2, утверждает что "Государство равным образом защищает частную, государственную и муниципальную собственность". Интеллигенция, попробуйте и каша в ваших головах растворится, вот увидите. Пишите письма в Конституционный суд а не в интернет, вкручиваясь в лавину манной каши статьями и комментами. успехов. у вас получится, интеллигенция - она твердая как кастрюля в которой каша.
Татьяна Кравцова (опубликовано 2016-09-21 09:12:44)
Вы о чем, сайт? Какой дубликат комментария? Не нравится комментарий- не публикайте, чушь к чему про дубликат?
Татьяна Кравцова (опубликовано 2016-09-21 09:09:06)
Понятно, что государство вполне может создавать идеологии и нужное государству мнение и поведение, но....когда мне родственники из близкого зарубежья в ответ на мои объяснения происходящего в моей стране и моего отношения ко всему забрасывают меня штампами лапша-тв - "правосеки нас расстреляют, как только мы прилетим", "Америка скоро пропадет", "Украина - не государство", то я не соглашусь, что все определяет государство. Между нами нет государства и тем не менее они засовываю мне в уши эту лапшу.....Значит, они сами такие вот некритичные дураки.
Ekaterina Kaverina (опубликовано 2016-09-21 05:30:17)
"Вы правда думаете, что делаете хорошее дело, раз за разом, словно информационный вирус, запуская в общественное пространство мысль, что их имели и будут иметь всегда, такова уж их рабская сущность? " - Кто, кто это делает? Когда вы там не устаете показывать, да что там показывать - в глотку совать всему миру свою сущность, то в этом виноваты те, кто пытается вас призвать к порядку? Ну-ну. Тогда и профессор Преображенский вредитель. Да и Швондер, и Шариков так считали.
Vladimir Bogorad (опубликовано 2016-09-21 04:20:29)
Русские по недомыслию избирают не лучших, а себе подобных. Но смерд над смердом только смердеть может, никуда не приведёт. Если бы в своё время евреев вёл не Моисей, а Путин, они были бы вооружены до зубов, но так со своим оружием и засохли бы в пустыне.
Вадим Белоусов (опубликовано 2016-09-21 02:17:27)
М-да... Соб-сно, "народу" на "интеллигенцию" на-пле-вать. А чтобы понять, он (в среднем) из себя представляет, не надо никаких соцопросов: достаточно того, что ежедневно (!) в САМЫЙ ПРАЙМТАЙМ (!) на самом первом во всех смыслах каналах идет программа Малахава, живописующая, как папа спит с дочкой, а девочка лет этак немногих сожительствует с десятком парнишек, а потом рожает от кого-то из них (кстати, понял, наконец, всю ценность теста ДНК - очевидно, что он был изобретен именно для этой программы :) ), ну и т.д. и т.п. А телереклама в это время - самая дорогая, и определяется ее стоимость рейтингом передачи, тобишь тем, что народ любит смотреть, что ему "антиресно". И уж на что популярен у народа Соловьев - но даже его в это время не пускают: да, популярен, но не настолько. Впрочем, давно известно: каждый народ достоин именно того правительства, которое он имеет От себя добавлю: в свою очередь, оно "имеет" его. Что нетрудно понять: таким - грех не попользоваться...
Дмитро Купач (опубликовано 2016-09-20 23:31:15)
«Собачье сердце» – это миф о сотворении, о том, как российская интеллигенция вновь и вновь рождает своего Франкенштейна – вымышленный образ народа-урода." ---------- Автор, как мне кажется, должен быть в курсе, что Франкенштейн - это фамилия именного того самого интеллигента, "Современного Прометея", а совсем не то, что автор имеет в виду
Mifody Mir (опубликовано 2016-09-20 23:11:18)
ого
Andpolus Back (опубликовано 2016-09-20 22:46:19)
Первое, что бросается в глаза - этой писаниной о ни очём восхищаются, как правило, женщины... Еле дочитал до конца.... Слишком много букаф... Петрановская, для начала пройди те войны, которые прошёл Бабченко, а потом можно бла-бла-бла о пустоте....
citylioness (опубликовано 2016-09-20 21:13:27)
Психолог, такой психолог. Не могу оставлять каменты в жж, и не хочу френдить, но на пост "Ответ на ответ" хочу отреагировать: "Меня порадовало..." - а кто Вас поставил выше Аркадия, и кто дал Вам право его оценивать? Откуда такая самоуверенность, что Вы - Дартаньян в белом, а Аркадий не прав? Правильно тут кто-то написал - отзыв обиженной бабы.
Boris Fazulin (опубликовано 2016-09-20 10:12:34)
Аркадию - респект! Тетка -страус с головой в песке.
kilgor traut (опубликовано 2016-09-19 09:22:17)
Сергей Хоружик а не тебе ли подобные нелюди уничтожают людей везде куда могут дотянуться. ичкерия, грузия, украина , сирия. это только в 21 веке. и ты будешь писать "Господа,а ничего,что у вас есть свои народы и государства?Не хотите заняться своими прямыми обязанностями:духовным водительством своих родных народов?Чего вы сюда все лезете,поучая народ двоюродный вам во всех отношениях?Русскоязычность свербит и ищет выход?" а у тебя что свербит когда ты лезешь УБИВАТЬ? иди учи российских рабов не срать в штаны.
Leonid Riefenstuhl (опубликовано 2016-09-18 20:44:36)
Автор - Л. Петрановская, конечно, "умничает" и думает, что все скушают ее "тонкие" логические построения. А вот хрен-то! За примерами "фальшивой философии" автора далеко ходить не нужно. Цитата: "Между тем те социологи, которые занимаются правда социологией, а не заказными опросами, говорят нам ... Дела наши плохи не из-за низкого качества населения, а из-за крайне низкого качества государства." Здесь автор заложила сразу две логические "мины" и, боюсь, сама этого не поняла. Во-первых, получается, что автор только тех социологов считает правдивыми, которые выдают нравящиеся ей выводы. Чего вдруг? Второе - еще интереснее! Уважаемый автор! Не существует никакого "государства" - ни "высокого", ни "низкого" качества! Население страны ведет тот ОБРАЗ ЖИЗНИ, который ему свойственен, поскольку другого образа жизни оно не может вести в принципе. Поэтому, если у кого-то создается впечатление, что в некой стране "государство" - говно, это однозначно говорит о том, что в этой стране само население - говно.
Виктория Гайко (опубликовано 2016-09-17 09:44:40)
Автор владеет словом. Это единственное комплиметарное, что можно сказать об этой поделке. Разочарована и фрустрирована. Я не знаю интеллигенция я или нет, но это неизбывное скатывание в прохановщину своими "откровенными нацистскими" уже надоело давно. Особенно на фоне допхромосом. Полноте, Петрановская! Нравиться истеблишменту-биомассе надо было раньше стараться. А сейчас даже не интеллигентский диссонанс получается, а просто бабское "я обиделась".
Серафимочка Визави (опубликовано 2016-09-16 14:38:29)
О беде современной интеллигенции - все верно, но адресовать это Аркадию Бабченко, я уверена, абсоютно не правильно.
mbskvort (опубликовано 2016-09-16 00:32:33)
Текст интересный. К сожалению ,случайно или нет,но русская и советская интеллигенции поданы как нечто целое.Однако для меня очевидно,что это принципиально разные общности. Выполняя внешне одинаковые функции , в первом случае это была Европа,а во втором ордынская Азия имитировавшая Европу. Отсюда и присущее двоемыслие и многое другое что не позволит постсоветской интеллигенции стать полноценной Европой. На Украине это особенно заметно. А так им всем хочется чтобы "как в Европе". Но,увы,не дано.
Michael Scherb (опубликовано 2016-09-15 23:29:32)
Ну, интеллигенция, может и не права. У неё, понятное дело, синдром и комплексы. А что, если взглянуть на вопрос не с гуманитарной, а с естественнонаучной точки зрения? С объективных, таксказать, позиций. Сравнить с западноевропейскими народами. Количество симфонических оркестров на тысячу граждан. Посещаемость художественных галерей. Какую музыку слушает русский и какую европейский таксист. Пропустить перед внутренним взором очередь к поясу Богородицы. Внутреннее убранство квартир. Умение и желание пользоваться дезодорантом. Только чур, в среднем по палате, а не только в пределах Садового кольца. Объективно оценить качество (по сравнению с). А потом уже говорить про то, как от осинки родятся апельсинки, если осинку поливать и петь ей колыбельные.
Igor Popov (опубликовано 2016-09-15 18:41:58)
Кстати, если Петрановской не нравится проф. Преображенский, пусть перечитает лекцию ак. Павлова "Об уме вообще и о русском уме в частности". Это уже не вымышленный персонаж, а реальный русский учёный с мировым именем.
Vadim Prudnikov (опубликовано 2016-09-15 17:12:09)
По-моему, Бабченко гораздо убедительнее.
Жiдобандера Воронеж (опубликовано 2016-09-15 16:08:59)
Господа все в Париже. А кто терпит вот это все рабы. Грустно, но факт.
Igor Popov (опубликовано 2016-09-14 12:13:24)
Будучи не в состоянии оспорить тезис по существу, нападать на тех, кто его высказывает. Вот всё содержание этого многословного текста.
Юрий Бахаев (опубликовано 2016-09-13 22:18:45)
Автор одиозен: > Учитывая, что журналистом в России сегодня быть невозможно в принципе. Журналисты в России пишут про её власть жуткие вещи. Совсем не хуже, чем в Европе. Почитайте Пионтковкого, Белковского, Радзиховского и т. д. И ничего, никто их не трогает. > У нее больше нет модернизационных планов. Так, день простоять, да ночь продержаться. А как же мощный рост сельского хозяйства, миллиарды от контрактов Росатома, Сухого, Оборонпрома и ряда других отраслей? Да, есть кризис, но он обусловлен исключительно внешним давлением. Преодолевается. Не сомневаюсь, будет преодолён. > Как пишет Федотов, интеллигенция «пыталась своими телами засыпать пропасть между собой и народом». Ну вот и не будем больше засыпать. Российский интеллигент ныне свободен, мобилен. Может уехать жить туда, где нравится. Нет проблем. Не живите с нелюбимым народом.
Юрий Бахаев (опубликовано 2016-09-13 22:16:30)
Автор одиозен: > Учитывая, что журналистом в России сегодня быть невозможно в принципе. Журналисты в России пишут про её власть жуткие вещи. Совсем не хуже, чем в Европе. Почитайте Пионтковкого, Белковского, Радзиховского и т. д. И ничего, никто их не трогает. > У нее больше нет модернизационных планов. Так, день простоять, да ночь продержаться. А как же мощный рост сельского хозяйства, миллиарды от контрактов Росатома, Сухого, Оборонпрома и ряда других отраслей? Да, есть кризис, но он обусловлен исключительно внешним давлением. Преодолевается. Не сомневаюсь, будет преодолён. > Как пишет Федотов, интеллигенция «пыталась своими телами засыпать пропасть между собой и народом». Ну вот и не будем больше засыпать. Российский интеллигент ныне свободен, мобилен. Может уехать жить туда, где нравится. Нет проблем. Не живите с нелюбимым народом.
Арсен Камаев (опубликовано 2016-09-11 00:45:23)
«После тотальной зачистки общественного поля от любых намеков на личную свободу, которой успешно занималось российское государство век за веком, при Петре ему вдруг понадобились «образованные» Ничего себе обобщеньице... Имеется в виду, например, эпоха русского царя, "прозванного за жестокость Васильевичем". А в Европе в это время, стало быть, личная свобода изо всех сил культивировалась выдающимися "подвижниками" - от Генриха VIII до герцога Альбы, да? Вполне возможно, автор - хороший семейный психолог, по крайней мере ее тексты по этой тематике оставляют подобное впечатление, но для обобщений такого исторического размаха (включая тему генезиса русской интеллигенции) этой компетенции явно недостаточно. "Петру вдруг понадобились"? А как же до него-то? Там вообще-то еще целый 17 век был после Рюриковичей. Нет понимания ни глубинных причин петровских реформ, ни тех последствий, к которым они привели. Тем не менее, общий пафос - осуждение разглагольствований про "быдло и совков" - можно поддержать, но не потому, что, дескать, "так нехорошо". А по той причине, что люди, которые этим занимаются - при всем своем снобизме непроходимо глупы. Они не понимают ни страны, в которой живут, ни своего места в ней. "В народе" это называют неадекватным восприятием действительности:)
Jewgenia Komarova (опубликовано 2016-09-10 02:57:23)
"Качество государства" плохое, говорите, а вовсе не народонаселения? Да отчего же у этого народонаселения всегда образуется такое дурное государство? Поди, европейские государства тоже отнюдь не подарками были, и жестокости не меньше было, и войны захватнические вели - маманегорюй, эксплуатация человека человеком, опять же...А вот ведь одумались в какой-то момент, человека как личность зауважали и заценили, свободы там всякие, права...И вполне себе симпатичные государства получились, после всего кошмара Второй Мировой... А в России, как чего с завода ни сп...дишь и дома ни соберёшь - всё автомат Калашникова получается, а не стиральная машина...Так не бывает - чтобы государство вечно говённое, а народ вроде и не при чём...При чём, при чём, не сумлевайтесь! Каждый народ, как известно, имеет то правительство, которое заслуживает...или, другими словами, то, которое его имеет...
Alexei Chabounine (опубликовано 2016-09-05 16:54:53)
"Вы правда думаете, что делаете хорошее дело, раз за разом, словно информационный вирус". Вы, правда, думаете, что вступая в такой диалог с Аркадием Бабченко, который идейно Вам всё же ближе, чем те, на кого Вы намереваетесь наслать просвещение, Вы этому просвещению способствуете? Есть грань между теми и этими. И её проводят как раз не 14%, а 86. И уж они-то, при первой же возможности, перейдут от идейной борьбы к физической - с этими 14%, которые должны бы их просветить. Что уже местами и происходит. В Донбассе, например.
Виктория Галкина (опубликовано 2016-09-05 15:14:04)
После фразы "их незалежное дело" ужасно захотелось вернуть купленные на дня книги. Коверканье языка и насмешка над независимостью другой страны - меньше всего ожидала это прочесть у такого ранее уважаемого мной автора.
Alexandr Povolotsky (опубликовано 2016-09-05 11:12:19)
Эх, Людмила, Людмила... Люди делом заняты, Рашку расчеловечивают, зарплату получают и даже нобелевки. А вы под руки лезете.
Ctljq Bydthcbz (опубликовано 2016-09-04 20:40:37)
СПАСИБО "автору" - посмеялся от души над "потявкиваниями" бесхозной дворняги в адрес "собак при деле" -)))
Копченый кубаноид (опубликовано 2016-09-04 13:20:47)
Что интересно , те , о ком пишет Петрановская ( Шариковы ) , комментарии здесь пишут. ))))))
Mark Petrovich (опубликовано 2016-09-04 05:43:34)
Не ругайться и бороться с темнотой, а включить свет.
Сергей Постнов (опубликовано 2016-09-04 05:33:58)
Вспомнился тезис о том, что профессор генетики при необходимости сможет переквалифицироваться в штукатура, а вот штукатур - вряд ли сможет стать профессором генетики...))) как-то так...
Vera Zemskova (опубликовано 2016-09-03 22:42:49)
Если пропустить изрядное преувеличение способностей условного Преображенского (поименованного креативным классом и проч. словами), то да, отсутствие национальной интеллигенции -- сквозная проблема страны (то есть отсутсвие людей точно таких же, но с образованием и мыслящих, что позволяет им формулировать задачи и решения).
Ігор Шевченко (опубликовано 2016-09-03 21:46:44)
Для внутреннего российского потребителя понятно-царь разрешил называть его диктатором .Во всем виновата российская интеллигенция,так как вовремя не просветила народ.а наод как был высокодуховный и скрепный,так иостался.Ну ,не просветили его.А хохлы не унимаются.Мало у них забрали Крым,оккупировали и растырили донбас,каждый день убивают их по нескольку человек,под Илловайском на понте про свободный проход вообще завалили тысячу,а они ,собаки,все национализмом занимаются. У меня,как националиста.без всякой демагогии о Булгакове,о судьбах российской интеллигенции в стиле Васиссуалия Лоханкина несколько вопросов автору статьи и 86% высокоморального ,скрепного,лишнеххромосомного народа : 1.Когда будете возвращать оккупированный Крым ? 2.Когда будете возвращать оккупированный Донбас ? 3.Когда будете возвращать стыренные на Донбасе заводы 7 4.Когда вернете увезенные из Крыма в Москву культурные ценности,в т.ч. картины ? 5. Когда Путин расчитается за распитую с Берлускони бутылку коллекционного вина (мародерством вообще-то попахивает ) ? 6.Когда Украине будут возмещены убытки за разграбленные в Крыму банки,разрушенную на Донбасе инфраструктуру ? 7.Когда Россия перестанет поставлять своих наемников и оружие на Донбас ? 8.Когда... Там что-то вякнули про украинский национализм.Да,в сознании всех оккупантов народ ,оказывающий сопротивление -националисты.На правах националиста,к которому вы вломились по -бандитски с оружием хочу сказать-вы воры и убийцы и всю вашу вооруженную мразь уничтожали и будем уничтожать.Еще раз говорю-не братья вы нам,а орки.И если,чтобы назвать смертельного врага орком нужно в вашем понимании быть националистом,то считайте меня националистом.Только имейте в виду,что "благодаря" вашей агрессии теперь у нас почти каждый "националист".40 миллионов,как Чечню,в крови не утопите и "в сортире не замочите"!
Vjacheslav S. (опубликовано 2016-09-03 13:33:59)
Смысл статейки понятен - шелкоперам и иже с ними дается четкая установка "полюбить" народные массы, но по - прежнему негодовать по поводу власти и президента В.Путина. Звон сребреников, читая эту галиматью, никто не слышал?
Сергей Хоружик (опубликовано 2016-09-03 11:50:18)
ну и комментарии,конечно не могли обойтись без учОных укров и кошерных либералов,поучающих русских рабов.Господа,а ничего,что у вас есть свои народы и государства?Не хотите заняться своими прямыми обязанностями:духовным водительством своих родных народов?Чего вы сюда все лезете,поучая народ двоюродный вам во всех отношениях?Русскоязычность свербит и ищет выход?
Александр Воронков (опубликовано 2016-09-03 10:29:50)
Все просто - в первую очередь делайте человека из себя - все получится. А то как посмотришь на этот - "мозг нации" - в пять рядов толкаются - кто первый начальственную жопу лизать будет.
Ярослав Задорожній (опубликовано 2016-09-03 05:08:30)
Преображенский Здесь я с вами, Людмила, соглашусь, Преображенский далеко не ангел. Русская интеллигенция безусловно обладает всеми теми недостатками, которые вы описываете, и даже больше. Именно русская интеллигенция, профессор Преображенский, виновны в том, что превратили добрую и глупую собаку в злобного агрессивного Шарикова. Путем его незаслуженного возвеличивания. Всё это "народ-богоносец, великий-великий-великий". И исправить это должен никто иной как профессор Преображенский (русская интеллигенция). Путем низведения злобного агрессивного Шарикова до доброй глупой собаки. Путем постоянного многократного говорения "ты не велик, ты вовсе не велик, ты не лучше других, ты просто тупая собачка". Собственно этим и занимается Аркадий. Присоединяйтесь. Помогайте им. Иначе вашего распоясавшегося Шарикова просто убьют. Ну или он таки передавит всех кошек в округе и возмётся за людей. Если вы не просто чопорная училка, а и педагог, слушающий детей, ответить можете здесь www.facebook.com/profile.php?id=100008893517603
Ярослав Задорожній (опубликовано 2016-09-03 04:42:27)
Почему Булгаков назвал роман Собачье сердце? Не Собачий гипофиз, не собачий мозг, и вообще при чем тут сердце? Он хотел назвать роман Собачья душонка. Собачья душа. Но это было невозможно по трем причинам. Такое название сделало бы слишком очевидным главный посыл, и народ сходу отказался бы воспринимать роман, власть бы его запретила, а чистые ручки вроде Петрановской, вместо восторгаться гениальностью произведения, скривили бы носик "фи фи фи как вы можете". Вот точно как сейчас в адрес Аркадия и иже. А между тем Булгаков явно показывает, что этот народ - не более чем животное. Для этого он собственно производит своего главного персонажа от собаки и в собаку же возвращает. Булгаков почти сто лет назад говорит нам почти прямо: народ - животное с собачьей душонкой. А Петрановская век спустя отвечает "фи-фи-фи как вы можете". При этом кроме этого сермяжного фи-фи-фи в статье больше ничего и нет. Что делать и как быть не предлагается. Продолжая игру Людмилы в психолога могу сказать, что эта статья - выход на сцену чопорной училки. Которая шикает на детей, призывает вести себя хорошо и смирненько, грозит пальчиком ах как вы можете. Выходит из класса и слышит за дверью всю ту же драку. Потому что проблема не решена, и никакого выхода детям не предложено. Но зато так приятно думать, будто я такая хорошая, культурная, и пыталась всех образумить. Неудачное вы произведение себе в иллюстрацию избрали, Людмила. Булгаков назвал народ животным с собачьей душонкой. И показал, что его нужно для начала поставить на место. А потом учить. В образе распоясавшегося Шарикова ученью он не поддается, и сладить с ним никак нельзя.
Ярослав Задорожній (опубликовано 2016-09-03 02:40:49)
Народу нужно прежде всего объяснить, что он не мессия-богоносец, не самый умный на планете, что куда там тупым америкосам. А самый посредственный и даже глупый, тупой и раб. Вот этим они и занимаются. И правильно делают. Пока у этого народа не понизится самооценка до адекватного уровня, интеллигенция хоть с бубном перед ним пляши - ничему этот народ учиться не пожелает. Потому как он уже самый умный и самый высокодуховный и лучше всех всё знает на планете, а эти очкарики-задроты во чудачки чета там лепечут, агенты госдепа, вздернуть их. Вы же должны это понимать. И понимать разницу в методах взаимодействия между нормальным ребенком, желающим учиться, и клиентом детской школы милиции, уже пырнувшего соседнего пацана ножом и раскромсавшим живот другому. Последнего посадить за парту в общем классе - не поможет. Нужны другие методы. И тут Булгаков наглядно показывает - какие. Необходимо показать ему его адекватное место в реальности. Возгордившийся Шариков превращается обратно в собаку. И вот эту собаку, реальную, уже можно учить. А разбушевавшегося Шарикова вы ничему не научите. Силенок у вас не хватит.
Sergio Mitini (опубликовано 2016-09-03 02:25:03)
действительно, в статье есть ссылка на другую статью. И, вы знаете, прочитав "«В России государство намного хуже населения» Социолог Элла Панеях — об убеждениях, ценностях и страхах россиян" - я совершенно не вижу, чем же российское государство настолько хуже своих граждан. Картинка там вырисовывается совершенно неприглядная. ---------- И тут мы видим: люди следуют своим реальным ценностям исключительно там, где им за это ничего не будет. Они готовы пожертвовать только очень маленьким кусочком собственного благополучия для того, чтобы быть хорошими в собственных глазах. Люди, находящиеся на достаточно высокой властной позиции, достаточно статусные люди с высокими этическими стандартами, готовы принять только очень маленький конфликт с окружением ради того, чтобы оставаться приличными людьми. Слабенькие у них ценности. Что еще важно: в России люди врут при проведении соцопросов гораздо чаще, чем в иностранных обществах. ... Так вот, в России процент людей, которые через несколько лет говорят, что голосовали за победителя, и говорят неправду, становится двузначным. То есть такое явление есть везде, но в России оно очень ярко выражено. ... Поэтому у нас очень низкая цена слова. Я сейчас говорю не про обещания, а просто про слова: сообщить ложную информацию не очень-то и зазорно. ... Наконец, третий фактор — низкое доверие. Экстремально низкое доверие людей друг к другу, к правоохранительным структурам и особенно к государству в целом. ------------ В общем, на мой взгляд, российские граждане и российское правительство стоят друг друга
Maria Soukhanova (опубликовано 2016-09-02 22:38:01)
1000 извинений, "любит народ наш..." -- это не "Ленинград", а "Гражданская оборона". А в целом все верно.
Leonard Vatnique (опубликовано 2016-09-02 21:36:36)
Зачем вы Васю Ложкина в либерасты записали? Вася Ложкин из наших, из ватников.
Lina Epshtein (опубликовано 2016-09-02 21:17:36)
Почему, собственно, в голодающем и замерзающем Петербурге. 24ый год, разгар НЭПа, все в лаковых. Да, профессор хочет жить в тепле и есть вкусно, у вас с этим проблемы? Он мировое светило, между прочим, имеет право. Мог бы перебраться куда угодно, ну не хочет уезжать из России. Девочек несовершеннолетных, конечно, трахать не хорошо, так в мире вообще много не хорошего, опять Преображенский виноват. А что, кстати, нужно было делать с девочкой? Отправить рожать?
Irina Naoumova (опубликовано 2016-09-02 21:10:20)
Да... так и осталось не до конца раскрытым понятие интеллигенции... Образованные, да и не очень (но с дипломом, конечно же), все по формальным признакам себя к ней причисляют, а по сути таковыми совсем не являются. Петрановская пытается поставить вопрос об отношении к власти и народу, но это две системы координат, совмещённые не самым корректным образом (это все моё математическое образование)... По сути же, второй системы координат не должно быть. Интеллигенция ставит своей целью служение народу, будущему страны. И если этот самый народ представляется дебилами и уродами, то тот белый и пушистый, у кого вся эта масса людей не вызывает ничего, кроме рвотной реакции и обиды, что его потуги "служения" остались этим темным народом незамеченными, даже близко не стоял с интеллигенцией. А может, ему даже не посчастливилось её в своей жизни встречать или заметить... Другая сторона того же самого, - власть. Важная сила, но не имеющая места в "народной" системе координат. К ней отношение постоянным быть не может! Я имею в виду постоянно негативное или постоянно позитивное. Особенно этим грешит журналистская братия. Ну это и понятно, для них власть и продвижение своего к ней отношения - кормушка. И не важно, ругают они её взахлёб и притом по поводу и без повода, или совсем так же восхваляют. Позиция кормит. Они создают о себе мнение и себя мнят кем угодно, от бело-пушистых, до выразителей народных чаяний. В реальности ничем подобным не являются...И интеллигенцией в том числе. У них другая система координат. Оценка власти может перемещаться из позитивной в негативную область в зависимости от того, какова её функция в обеспечении нормальной жизни народа в настоящее время и в будущем. И нет никакого треугольника "Петрановской", власть лишь одина из переменных, хоть и очень важная, а ценностная система координат остаётся все той же.
Aslan Tsoutiev (опубликовано 2016-09-02 18:08:48)
Многое правильно, но тут в обсуждениях есть много "оспариваний", которые тоже выглядят вполне логичными. Вы знаете, во всех странах есть и простой народ, и какая-то интеллигенция (скажем так), но в одних странах, в процессе общественных исторических катаклизмов, к власти приходят как бы "демократические силы" (в той или иной степени демократичности), в других откровенные (или менее откровенные) диктататуры. Что-то присущее в каждом конкретном народе, способствует к "тяготению" этого общества (смесь простого народа и "интеллигенции) к тому или этому варианту общественного устройства. Как это объяснить? Чёрт его знает. Слишком много причин, вывести из которых "правило", очень сложно. В Европе, например, в результате сотен прошлых революций, имеем, в итоге, вполне демократические государственные образования. А в России какие бы "повороты истории" не происходили, итог всегда один - диктатура. И вроде "интеллигентов" полно, и "страна занимает первое место "по чтению книг, и по образованию" (раньше, по-крайней мере занимала), и "фсе поголовно" инженеры, кандидаты и доктора наук, в кого ни плюнь. И к Европе близко, и почти оттуда "не вылазим", и почти "один к одному похожи с ними", но нет.....у нас всегда "получается как всегда" - сатрапия. В Америку, в момент заселения, приехали одни авантюристы, проходимцы и захватчики. перебили всех индейцев, отбились от Англии, начали учреждать своё государство. Что мешало сделать "нормальную" диктатуру? Это же здорово! Ты полный хозяин, остальное быдло - в загон, и "стричь с них шерсть". Самая сильная "кодла", из тогда существующих, спокойно могла бы это оганизовать. Так нет, ДЛЯ НИХ ЭТО НЕ ПОДХОДИТ (это - ключевой момент). Они придумали "демократию". Спроси зачем? Мы не поймём. Вот в этом и разница между "цивилизациями". Есть европейская цивилизация, есть, к примеру, российская, и туда входят все, и "быдло" и интеллигенция. Вот от того какая это "цивилизация" зависит всё. И тут, думай - не думай, другого "супу" не сваришь.
Vadim Krivenko (опубликовано 2016-09-02 17:30:37)
Если б эта гражданка писала сочинение по Собачьему сердцу учитель русского языка и литературы (точно вот говорю) - поставила б ей 5. Но гражданко афтор решила учить жЫзни. Лучше б - помогла материально. Подсказка: грусть нашей "власти" не в том, что она "ворье, проходимцы и путинукралвесьлеснавального". Печаль в том, что власть эта - власть капитала. А чем в РИ заканчивается власть капитала - мы хорошо, отчетливо помним, да? Поэтому всем этим унылым упырям и прекраснодушным революционерам - читать Ленина, Сталина, Маркса. Но это же скучнАааа... Лучше за волковыми и им подомными глубоко .... травмированными личностями нести "флаг несогласия" и читать подобный этому адов лонгбред.
Pavel Treinis (опубликовано 2016-09-02 17:25:24)
Дети "маугли" если они прожили в лесу больше 4-5 лет никогда не научатся говорить и не станут людьми. В их мозгу не будут сформированы базовые структуры нужные для этого. Бытие определяет развитие мозга и значит сознание.
Сергей Науменко (опубликовано 2016-09-02 14:41:58)
Выше некая Лариса Горрд замечательно подытожила все комментарии: "Так и в обществе. Рабочие должны работать. Крестьяне-собирать урожай. А интеллигенция-порождать стратегии и смыслы для них всех. У неё инструменты для этого" Вот квинтэссенция всей нашей, прости Господи, интеллигенции. Пусть другие работают, а мы будем им стратегии и смыслы порождать. А то ведь сами рабочие и крестьяне не способны породить никакой даже самой завалящей стратегии. Меня только одно интересует: сколько из тех, кто мнит себя сегодня интеллигентом, действительно способен порождать стратегии и смыслы? Или им как раз-таки стоит отправиться к станкам и плугам? Дело в том, что интеллигенция не стратегии порождает (на самом деле это тоже, но это единицы, таких "порождателей" много ведь не надо), интеллигенция учит детей, лечит людей да вон хоть как тот же Преображенский, и занимается прочим интеллигентным, и главное - созидательным трудом. А не стратегии и смыслы порождает))
Vitaliy Rodionov (опубликовано 2016-09-02 13:51:31)
Прекрасно, сравнивать Преображенского с Шариковым. Знаете, я бы хотел тут отметить смысл, который, вы возможно предпочли не заметить, но который делает из профессора именно человека. Это ученый с мировым именем. Чтобы добиться подобного, человек положил всю свою жизнь и талант в медицину, забив на семью, всю жизнь доказывая себе и людям, что можно стать суперчеловеком, на которого равняются ведущие ученые со всей Европы. А это далеко не пустой звук. Вы попробуйте, Людмила, премию не от нашего президента только получить (я уверен, это тоже далеко не просто и нужно придожить много сил), а стать чем-то стоящим на мировом рынке. О боже, да-да, рынке. Профессор знает себе цену, и он не считает постыдным брать деньги за свои услуги, не считает постыдным быть лучшим в своей области, не считает постыдным упаковать себя и добиться своего статуса в Европе. И именно этот месседж он и несет, это лучшая его педагогика. Благодаря ему, тому, что он может рискнуть всем, пересадив железы, пойти в авангарде, вы сейчас и можете жить не до 30, а до 80 лет, а потом и до бесконечности. Это ли не высшая форма помощи? Намного лучшая, если он станет раздавать имущество и пытаться кого-то образовывать или перестанет брать деньги и уйдет работать в бесплатную поликлинику, где его сживут со света в пару счетов. Да, у него есть механизмы защиты внешние и внутренние, ну так, простите, и есть, что защищать, вы не находите?
Evgeny Dolonin (опубликовано 2016-09-02 11:52:42)
Автор просто не понял Аркадия. Собственно проблема как раз в рафинированном окружении автора. Речь не в каком то мистическом возвышении над окружающими, речь об отношении к базовым принципам морали, ценности личности и жизни. Разделение на "жлобов" и "очкариков" уже в прошлом, граница сейчас проходит в иной плоскости, как и определение раба, которое последнее время несколько скорректировалось. Получился некий ответ слепого глухому, старого книжного интеллигента, новому, пришедшему к своим выводам не из книг, а из оперативного жизненного опыта, т.е. того, что в книги пока не попало. Человек прошёл путь от солдата, до человека ощущающего ценность любой человеческой жизни и личности, потому не стоит обижаться на его отношение к тем, кто даже не начинал этот путь, да и не собирается. Некая брезгливость сродни брезгливости к преступникам. Вот представьте есть три ребёнка, один спасает щенка, другой вешает, а третий пытается дружить с обеими, не осуждая или как то оправдывая того, кто вешает. Автор обижается на холодное отношение первого к третьему. Посмотрите, за пределами МКАД-а, около 80% взрослого населения готовятся к войне с США, и большинство из них на прямой вопрос, ответят, да, пойду воевать, это же необходимо, и каждый второй подскажет что это дескать позволит восстановить СССР, из остальных 20% процентов 15 просто промолчат или опять скажут что политика им безразлична. Автору бы проанализировать это положение в стране, а не слова Аркадия, у которого руки опускаются. Я понимаю что те кто это читают не осознают трагизма этой ситуации, но можно хоть кто то задумается, сколько это крови и страданий, бесполезность и вред этого действа со стороны развития, что врагов им выдумывают банальные манипуляторы, которые просто зарабатывают деньги, потому что в этом их природа - паразитирования на обществе. Неплохо для понимания процессов например ознакомится с субкультурой гопников. Проанализировать наличие империализма в своих мыслях и т.д.
Olga Panteleyeva (опубликовано 2016-09-02 11:37:29)
Прекрасно, наверное, столько времени находиться в окружении образованных и умных людей, что они набивают оскомину и их хочется послать "в одно известное место". Думаю, что госпожа Петрановская с народом нашим прекрасным общается редко. Так вот, ни в коей мере не причисляя себя к интеллигенции, скажу: ничего большинству наших людей не надо, не ждут они ни знаний, ни руководств, плевать им на все эти знания и силу, которой вы его, уважаемые хотите одарить. Им вообще на все наплевать, кроме удовлетворения своих примитивных, очень простых инстинктов. Им не нужны книги, театр, искусство, образование. Каждый вечер, в своем доме на окраине Москвы, я слышу, как в окно мне влетают звуки матерных разборок нашего страдающего от власти и, особенно от интеллигенции, народа, простых семей, которые "отдыхают" от тягот труда. Они не занимаются своими детьми, не идут в театр, не читают книги, они тупо пьют пиво и выясняют отношения. Их дети гадят в подъезде. Им плевать на выборы, на образование, на попрание их прав. Единственное, что их может расстроить - отсутствие семечек в магазине. И я тоже их называю: быдло, гопники и рабы. И если Вы, госпожа Петрановская, появились бы перед ними со своими светлыми идеями, они бы не стали, краснея, опускать очи долу и не побежали бы в библиотеку. Нет, Вас бы просто послали бы, ну, туда же, куда Вы - интеллигенцию. Потому что это - не фильм про перевоспитание, ни социологическое исследование - это такая жизнь и такие люди. И, если бы, в наших чудесных людях, было бы хотя бы немного того, чем Вы в народе восхищаетесь, мы бы в другой стране жили. Давным-давно жили бы. А сам факт того, что не живем - опровергает все ваши выводы.
Лариса Горрд (опубликовано 2016-09-02 11:33:01)
Спасибо за глубокий текст. И позволю себе ещё одну линию,прямо проистекающую из вышесказанного. Проще всего провести параллель между обществом и семьёй. В семье каждый играет свои роли. Несёт свои функции. Это позволяет семье выживать и процветать. Работа каждого на благо всех. Но только в одном случае. Когда всех объединяет общность интересов. Вот если,к примеру,отец станет считать своих домочадцев недостойным отребьем и зарабатывать деньги только для себя любимого,неизбежно он обзаведётся 30 парами обуви,а его дети не смогут позволить себе образование. Если мать станет ухаживать только за своим телом и одеждой,то муж и дети будут болеть и не смогут позволить себе должный уровень комфорта и т.д..Так и в обществе. Рабочие должны работать. Крестьяне-собирать урожай. А интеллигенция-порождать стратегии и смыслы для них всех. У неё инструменты для этого! Но когда интеллигенция отделяет себя от целого. Её функция не реализуется. Когда интеллигенция презирает своих присных,она метафизически бросает их на произвол судьбы. Если интеллигенция так богата смыслами,она должна их нести в свой народ. Но нельзя осветить подвал через закрытую дверь. Обличая,презирая,критикуя, дверь не открыть.Направить энергии в правильное русло для процветания всех, можно только соединившись. В этом проблема России интеллектуалы скачут сами по себе. Народ сам по себе. Таков и результат...
Матвей Голохвастов (опубликовано 2016-09-02 10:09:12)
Эстетствующая пустота
Andrey Kazilo (опубликовано 2016-09-02 08:30:19)
можно сколько угодно ругать интеллигенцию- и заслуженно, возможно- за её долгую историю- всякое было.. но, за коротких 2- или 3? года, когда из кремля- "партия дала порулить"- "настоящим русским людям"- давнее слово "патриот"- стало звучать столь же непристойно, как "пидарас".. и примерно одно и то же обозначает.теперь
Людмила Чистякова (опубликовано 2016-09-02 02:02:15)
Спасибо за чудесный текст. Как всегда у Людмилы Петрановской. Это чувтсво, когда твою смутную позицию чётко формулируют, раскладывают по полочкам и аргументируют нужными фактами и ссылками.
Наталья Прохоренко (опубликовано 2016-09-02 01:23:15)
Sergio Mitini, ссылка есть прямо в тексте поста. Людмила, спасибо.
Georgy Lutskevich (опубликовано 2016-09-02 01:08:54)
Вы что-то многого от них ожидаете. "Их имели и будут иметь". Да, так и будет. Социолог Л. Гудков достаточно точно описал постсоветского человека. И этот человек не особо переживает, когда его "имеют". У него есть свои механизмы защиты: двоемыслие и прочее. "Нация рабов" - это преувеличение. А то, что это фактически советские люди, т.е. "совки", это точно. Им надо выживать, им не до свободы.
Sergio Mitini (опубликовано 2016-09-01 23:53:29)
"Между тем те социологи, которые занимаются правда социологией, а не заказными опросами, говорят нам совершенно другое. Дела наши плохи, говорят они, не из-за низкого качества населения, а из-за крайне низкого качества государства. " - а можно поконкретней, кто и в каком месте говорит, желательно со ссылочками ? Поскольку пафос статьи стоится именно на этом утверждении, но само оно ничем не доказывается, не обосновывается и ссылками не подтверждается.
ludfil (опубликовано 2016-09-01 23:16:25)
Добрый вечер, Людмила. Статья у Вас получилась большая с полным разбором полетов. Конечно, спасибо за статью. Но что есть интеллигенция? Давно задумываюсь над определением данного слова и не могу прийти к конкретике ибо интеллигенция, как мне кажется, как класс сгинула с лица земли.Может где-то и остались отдельные люди-динозавры, белые вороны. Но мне они неизвестны. И что Вы предлагаете? Выход то какой от этой безысходности?
Alik Mazay (опубликовано 2016-09-01 21:57:06)
Многословно, скучно... и фактически ни слова в опровержение часто повторяемого, но от того ничуть не менее верного тезиса, что за сто лет отрицательной селекции (красный террор, гражданская война, коллективизация, сталинский террор, Вторая мировая, тотальный алкоголизм на фоне отсутствия малейших перспектив улучшить жизнь) небезгрешный, но живой народ, на 86, да как бы не поболее, процентов, превратился в генетический мусор. Здесь нет ни злорадства, ни радости, это все выдумка г-жи П. Это констатация печального факта. Всего за 12 лет нацизма Германия из передовой в научном отношении страны превратилась в аутсайдера, каким остается в науке и до сих пор. Кроме того, она потеряла журналистику, литературную критику, театр, в большой степени медицину и другие области, в которых на первых ролях были евреи. Прошло больше 70 лет, а восстановиться так и не удалось. Что же говорить о ста годах усердного и сознательного истребления всего лучшего, инициативного, живого.
Zinovy Lebedev (опубликовано 2016-09-01 21:19:59)
Да , спасибо предыдущим комментаторам и добавить нечего.,.по поводу бабченко ,так чего не сделаешь ,за звонкую монету ,сейчас ругать Россию в топе ,только за это и платят....
Mariya Polupanova (опубликовано 2016-09-01 19:02:50)
Может Аркадий Бабченко постеснялся себя избранным назвать? А сто миллионов - ополоумевшими пьяными пассажирами загаженного вагона, в едином злобном порыве - не постеснялся назвать. Такая вот интеллигенция. Может он мечтает все сто миллионов перевешать? и проецирует свои желания в тексте? Одно не могу понять - почему он удивляется, что эти сто миллионов, которых он грязью всех под одну гребёнку полил, должны его мнение ценить и вообще слушать? Спасибо за статью! Мой комментарий в потоке "кто не скачет с Бабченко, тот не наш" затерялся, а может и удалён.
elena-tt (опубликовано 2016-09-01 16:45:02)
Замечательно! Замечательный разбор этого сложнейшего вопроса. Спасибо

Добавить комментарий


Актуальное видео
Вечером 19 сентября недалеко от Мехико произошло мощное землетрясение магнитудой в 7,1 балла по шкале Рихтера, в результате чего более 200 человек погибли. «Спектр» подготовил фото- и видеогалерею о том, во что превратились пострадавшие города и как проводятся спасательные работы
 11:41, 20.09.2017
С 14 по 20 сентября в России и Белоруссии проходят крупные военные учения «Запад-2017», в которых принимают участие белорусские и российские военнослужащие. По сценарию военнослужащие должны ликвидировать несколько групп по 500 человек террористов, которые захватили технику для совершения теракта. Как это происходит - в фото и видео.
 15:41, 19.09.2017
17 сентября штаб политика Алексея Навального провел в Омске митинг у спортивно-концертного комплекса имени Блинова. По оценке организаторов мероприятия, этот митинг стал самым многочисленным за всю историю города. Как он проходил - в фото- и видеогалерее «Спектра».
 18:42, 18.09.2017
На памятнике Калашникову в Москве обнаружили чертеж нацистской винтовки, Экс-сотрудник «ВКонтакте» рассказал о предложении «Телеграфа» заключить мировое соглашение, В Сирии убит капитан ГРУ - и другие события 22 сентября
 15:02, 22.09.2017
15 сентября в лондонском метро произошел взрыв самодельной бомбы, в результате чего пострадали 22 человека. Полиция признала произошедшее терактом, однако в настоящее время у нее нет информации об оставившим в вагоне поезда взрывчатку злоумышленнике. Что происходит в Лондоне - в фото и видео.
 16:20, 15.09.2017
«Бумага» поговорила с участниками первой в России встречи пар доноров и реципиентов костного мозга и узнала, что чувствуют люди, когда видят своего «генетического близнеца», который спас им жизнь.
 14:11, 18.09.2017
...
Новости СМИ2